Patristic Heritage [Pagez.ru] Beginning: Patristic Heritage First Page Patristic Heritage Miscellaneous Texts of St. Philaret (Drozdov) OrthodoxyLib Orthodox Internet Gospel Synopsis Spiritual Sides Philokalia Selected Prologue in Teachings Day by Day Church Calendar Cyril of Jerusalem.

6. Если на кого гневаешься, прости. Ты приступаешь ко принятию прощения грехов; нужно, чтоб и сам ты простил согрешившему. Иначе с каким видом скажешь Владыке: отпусти мне многие мои грехи, когда сам ты даже и малых не простил своему сослужителю? Будь прилежен ко благочестивым собраниям не только ныне, когда и служители Церкви требуют от тебя сего, но и после принятия благодати.

Ибо если вещь хороша, прежде нежели получил ты ее, то неужели после получения она не будет хороша? Если до насаждения с пользою мог ты быть напаяем и возделываем, то не с большею ли пользою можешь после насаждения? Подвизайся для души своей наипаче в эти дни. Питай ее чтением Божественных Писаний, ибо духовную приготовил тебе вечерю Владыка. Скажи и ты с Псалмопевцем: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит; на месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя: душу мою обрати (Пс. 22, 1–3)

; чтобы и Ангелы возрадовались вместе с вами, и сам Христос, Великий Архиерей, приняв ваше произволение, и представляя всех вас Отцу Своему, сказал: Се Аз и дети, яже ми даде Бог (Ис. 8, 18; Евр. 2, 13). Да сохранит Он всех вас благоугодными Себе. Слава Ему и держава в бесконечные веки веков. Аминь.

Огласительное поучение второе

К готовящимся во Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведнаго на нем будет (Иез. 18, 20).

1. Ужасное зло - грех, и болезнь души самая жестокая - преступление закона; оно лишает ее совершенно сил, и повергает в огнь вечный; зло самого человека, порождение произволения. - И что мы подлинно грешим по своему произволению, об этом ясно говорит негде пророк: Аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен; како превратился еси в горесть, виноград чуждий (Иер. 2, 21)?

Насаждение доброе, плод злой: зло от воли. Насадитель не виновен, а виноград будет пожжен огнем. Потому что для благих плодов насажден был, но принес плод злой по произволению. Ибо сотвори Бог человека праваго, по словам Екклезиаста, и сии взыскаша помыслов многих (Еккл. 7, 30). Того бо есмы творение, говорит Апостол, создани на дела благая (Еф. 2, 10).

Творец, будучи Сам благ, и нас создал для дел благих, а творение по собственному произволению обратилось на зло. Итак грех, как сказано, есть ужасное зло, но не неизлечимое. Ужасно для того, кто имеет его, но удобно излечимо в том, кто отвергает его посредством покаяния. Ибо представь, что кто-либо держит в руке огонь. Пока он держит уголь, до тех пор тот без сомнения жжет его, но если бросит он уголь, то прекратится и жар.

Если же кто думает, что он не сгорает от греха, такому говорит Писание: Ввяжет ли кто огнь в недра, и риз своих не сожжет ли (Прит. 6, 27)? Так попаляет грех силы душевные.

2. Но скажет кто-нибудь: что же такое грех? Животное ли? Ангел ли? Злой ли дух? Что такое так действующее? Это не есть враг, извне наступающий на тебя, человек, но негодная отрасль, из тебя прозябающая. Взирай правыми очами, и не будет в тебе похоти; храни свое и не похищай чужого, и прекратится склонность к хищению. Помни о суде, и не усилятся в тебе ни блуд, ни прелюбодеяние, ни убийство.

Когда забываешь ты Бога, тогда только начинаешь и мыслить злое, и совершать дела беззаконные.

3. Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, есть некто и другой самый злой подстрекатель к нему - диавол. Он подстрекает всех, однако же не одолевает тех, которые не повинуются ему. Потому-то говорит Екклезиаст: Аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл. 10, 4). Заключи дверь свою, удали его от себя, и не нанесет тебе вреда.

Если же ты хладнокровно допустишь помысел похоти, то она, обращаясь в сердце, пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой и увлечет тебя в пучину зол. Но может быть ты скажешь: я верный, и не возобладает надо мною похоть, хотя бы и часто возбуждалась она в мысли моей. Неужели ты не знаешь, что и в камень внедряется корень от долговременного на нем пребывания?

Не принимай семени, иначе оно подавит веру. Вырывай с корнем зло прежде, нежели расцветет оно, чтоб ты, пренебрегши этим в начале, после не имел нужды в секире и огне. Когда начинается глазная болезнь, то ты лечи себя заблаговременно, чтобы не искать врача тогда, когда уже ослепнешь.