Patristic Heritage [Pagez.ru] Beginning: Patristic Heritage First Page Patristic Heritage Miscellaneous Texts of St. Philaret (Drozdov) OrthodoxyLib Orthodox Internet Gospel Synopsis Spiritual Sides Philokalia Selected Prologue in Teachings Day by Day Church Calendar Cyril of Jerusalem.

Впрочем, не дай Боже, кому либо из предстоящих быть отвержену от благодати, и по причине худых дел явиться на левой стороне, в числе грешников!

26. Страшен поистине суд; самое напоминание о нем приводить в трепет. Царство небесное предстоит, и огнь вечный уготован. Каким же образом, скажет кто-либо, избежим мы огня? И как взойдем в царство небесное? Взалкахся, говорить Христос, и дасте Ми яси (Мф. 26, 35). Узнайте же путь; не нужно прибегать к иносказаниям, а нужно исполнить то, о чем говорится.

Взалкахся, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех и введосте Meне; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнищ бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25, 36). Если cиe делаешь, то воцаришься вместе с Ним; если же не сделаешь, осужден будешь. Итак, начни же делать cиe, и тверд пребывай в вере, чтобы тебе, подобно юродивым девам, когда будем покупать елей, не быть оставлену за дверью.

Не надейся на то одно, что ты имеешь в руках светильник; но храни его, чтобы он горел. Да просветится свет добрых дел твоих пред человеки (Мф. 5, 16), и да не хулится чрез тебя Христос. Облекись в одежду нетления, украшаясь добрыми делами: и какое примешь ты от Бога, по смотрению Его, для исправления дело, исправляй оное с пользою. Имение вверено тебе?

Употребляй оное, как должно; научать других вверено тебе? Назидай, как должно; имеешь способность приобретать для Бога души слушающих тебя? Делай cиe тщательно. Много имеем случаев показать доброе служение: только бы кто из нас, подвергшись осуждению, не был отвержен но чтобы с дерзновением могли мы встретить вечного Царя Христа, царствующего во веки.

Ибо царствовать будет во веки Тот, Который будет судить живых. и мертвых; Который за живых и за мертвых умер, как говорит Павел: на cиe бо Христос и умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (Рим. 14, 9).

27. А если когда услышишь от кого либо, что царство Христово будет иметь конец, возненавидь ересь сию; она есть вторая голова змия, не давно выросшая в Галатии. Дерзнул некто говорить, что по скончании мира Христос не будет царствовать; дерзнул утверждать, что Слово, из Отца исшедшее паки возвратившись в Отца, не будет болеe существовать. Богохульствует таким образом к своему осуждению, ибо не внимал словам Господа: Сын пребывает во век (Ин. 8, 35).

Не внимал словам Гавриила: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк 1, 33). Разбери дело, о котором говорю. Ныне люди еретики учат против Христа, тогда как Гавриил Архангел научил о вечном пребывании Спасителя. Кому же ты больше поверишь? не Гавриилу ли? Выслушай чтенное ныне свидетельство Даниилово: видех во сне нощию, и се на о6лацех небесных, яко Сын Человечь идый бяше, и даже до Ветхаго деньми дойде (Дан. 7, 13).

И Тому дадеся власть и честь и царство, и вси люди, племена и языцы Тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство не разсыплется (14): сего держись, сему только веpь; а еретического учения отвращайся: ибо весьма ясно слышал ты о нескончаемости царства Христова.

28. Подобное сему слышал ты и в толковании о камне оном, без рук отторгнувшемся от горы, который есть Христос по плоти: и царство Его людем инем не останется (Дан. 2, 44). И Давид в одном меcте говорит: престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44, 7), и в другом: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и проч. (Пс. 101, 26). Та погибнут. Ты же пребываеши, и проч. (27).

Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (28). А Павел cиe изъяснил о Сыне.

29. И хочешь ли узнать, отчего те, которые учат противному, дошли до такого безумия? Читали они со злым намерением добрые слова Апостола: подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор. 15, 25). И говорят, что когда враги низложены будут к ногам Его, то Он не будет болеe царствовать; но говорят худо и бессмысленно. Ибо Тот, Который царствовал прежде, нежели низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?

30. Осмелились еще сказать, будто написанное: егда покорит Ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему Ему всяческая (1 Кор. 15, 28); означает, что Сын уничтожится в Отце [5]. Нечестивейшие из всех! вы, творения Христа, будете существовать, ужели же прекратится бытие Христа, Которым вы и все произведено? Богохульный язык! как же покорено будет Ему все?

Погибнет ли это, или будет продолжать бытие? Ежели то, что покоряется Сыну, будет продолжать бытие; то ужели Сына, Который покорится Отцу, не будет? Покориться не то также означает, будто Он тогда начнет повиноваться Отцу, ибо Он всегда угодное Ему творить; но то, что Он и тогда будет покорен Ему, являя непринужденную покорность, но произвольное повиновение; ибо Он не раб, который по принуждению покоряется, но Сын, Который повинуется по воле и из любви.