Patristic Heritage [Pagez.ru] Beginning: Patristic Heritage First Page Patristic Heritage Miscellaneous Texts of St. Philaret (Drozdov) OrthodoxyLib Orthodox Internet Gospel Synopsis Spiritual Sides Philokalia Selected Prologue in Teachings Day by Day Church Calendar Cyril of Jerusalem.

6. Человеколюбив Бог, и человеколюбив неограниченно. Не говори же ты: я блудодействовал, прелюбодействовал, ужасные творил грехи, и притом, не однажды, но многократно. Неужели простит Он? Неужели предаст их забвению? Слушай, что говорит Псалмопевец: Коль многое множество благости Твоея, Господи (Пс. 30, 20)! Все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного.

Язвы твои не превышают опытности врача твоего. Предай только себя Ему с верой, поведай Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и на тебе сбудутся следующие за этими слова: И ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5).

7. Хочешь ли видеть человеколюбие Божие, ты, который недавно только начал слушать огласительное учение? Хочешь ли видеть человеколюбие и великое долготерпение Божие? Выслушай случившееся с Адамом. - Преслушал заповедь Божию Адам первосозданный; не мог ли Бог тогда же предать его смерти? Посмотри, что делает человеколюбивейший Господь! Правда изгоняет его из рая (

так как по причине греха своего он соделался недостойным сего местопребывания); впрочем, поселяет его прямо рая, чтобы видя, откуда ниспал, из какого и в какое состояние низвержен, мог он впоследствии спастись посредством покаяния. Перворожденный человек Каин соделался братоубийцей, изобретателем злодейства, виновником и начальником убийств, и первым завистником.

Но после того, как убил брата своего, на что осуждается он? Стеня и трясыйся будешь на земли. - Грех велик, наказание легкое.

8. Так поистине открывается здесь человеколюбие Божие, но еще оно не столь велико, как увидим его далее. Представь себе случившееся во времена Ноя. Прегрешили исполины, нечестие сильно разлилось тогда по земли, ради него долженствовал последовать потоп. И в пятисотый год (жизни Ноя) открывает Бог угрозу Свою; однако же в шестисотом уже навел потоп на землю.

Видишь ли величие Божия человеколюбия, которое простирается еще на сто лет? Неужели немедленно совершить не мог Он того, что совершил по истечении столетия? Но Он нарочно продлил время, чтобы дать возможность к раскаянию. Видишь ли благость Божию? Если б даже и тогда они покаялись, то не лишились бы человеколюбия Божия.

9. Посмотрим также и на других, которые спаслись посредством покаяния. А может быть и из числа женщин какая-либо скажет: я блудодействовала, прелюбодействовала, осквернила тело мое всеми родами невоздержания - можно ли спастись мне? Женщина, воззри на Раав и надейся и ты на спасение. Ибо если она, будучи явною и всенародною блудницею, спаслась посредством покаяния, то неужели женщина, один раз некогда соблудившая до принятия благодати, не спасется при помощи покаяния и поста? Рассмотри, как спаслась Раав.

Она сказала только: Бог ваш на небеси и на земли. Бог ваш. (Нав. 2, 11). Своим не дерзнула она назвать Его, сознавая нечистоту свою. - И если ты хочешь иметь свидетельство из Писания о том, что она спаслась, то найдешь его во псалмах: Помяну Рааву, и Вавилона ведущим мя (Пс. 86, 4). Велико человеколюбие Божие! Даже и о блудницах воспоминает Он в Писании!

И притом не просто говорит, помяну Рааву и Вавилон, но присовокупляет: ведущим мя. Итак спасение, которое приобретается покаянием, одинаково возможно для мужского пола и женского.

10. И хотя бы согрешил целый народ, человеколюбие Божие не побеждается. Отлил народ Израильскй тельца, но Бог не оставил человеколюбия Своего. Люди отреклись от Бога, но Бог не отрекся Себя Самого. Сии бози твои, Израилю (Исх. 32, 4), говорили они. Но Бог Израилев, как Ему свойственно, опять соделался Спасителем их. Притом не один народ согрешил, но и Аарон Первосвященник.

О сем свидетельствует Моисей: И на Аарона разгневался Господь, и помолися о нем, продолжает он, и простил ему Бог (Втор. 9, 20; 9, 26). - Если тогда Моисей предстательством своим за согрешившего Первосвященника умилостивил Господа, то неужели Иисус, Единородный Сын Божий, ходатайством за нас не умилостивит Бога? И если согрешившему Аарону не воспретил Бог вступить на первосвященническое достоинство, то неужели заградит Он вход тебе, пришедшему из среды язычников?

Покайся же подобным образом и ты, человек, и для тебя не возбранена благодать. В последующее время покажи незазорным образ жизни твоей. Ибо воистину Бог человеколюбив, и никто не возможет достойно изречь Его человеколюбие. И хотя бы все человеческие народы соединились в едино, то и тогда бы даже и отчасти не смогли поведать человеколюбия Божия. Ибо мы из Писания возвещаем только часть некоторую о милосердии Божием к людям, но не знаем еще, сколько явил Он снисхождения и самим Ангелам.

Так снисходит Он и им, поскольку един только безгрешен Иисус, очищающий грехи наши. Но о них довольно.