Православие и современность

Вот Ревекка пред тобою, пусть будет она женою сына господина твоего, как сказал Господь" (Быт. 24, 50-51). "Как сказал Господь" – это был закон жизни последних благословенных урийцев. "И призвали Ревекку и сказали ей: Пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: Пойду" (Быт. 24, 58). Лаван, брат Ревекки, тоже верил в Единого Бога.

class="postLine"> Впоследствии, переселившись в Харран, он занялся как ремеслом, изготовлением языческих божков, но это совсем не значит, что сам стал язычником. В гневе Лаван говорил Иакову: "Зачем ты украл моих божков?", а их, оказывается, взяла дочь его Рахиль, жена Иакова, спрятала их под седлом и села на них. Такое непочтение обнаруживает, что для них это были лишь ювелирные изделия из золота, и больше ничего, товар, который "на черный день" Рахиль намеревалась продать в Ханаанские земли.

Итак, когда Ревекка и Елиезер приблизились к дому Авраама, им навстречу вышел Исаак, увидев его, Ревекка, застыдившись, опустила на лицо свое покрывало: прошло четыре тысячи лет, а христианские невесты, идя в храм на венчание, до сих пор покрывают лицо свое покрывалом (фатой) по примеру Ревекки, в честь ее и память о ней – прекрасной богобоязненной урийке.

Да, мы можем получить живое представление об урийцах по этим прекрасным обрядам. Многое к нам перешло от шумерийцев: счет времени, начатки астрономии, наук и искусств, сохранились до нашего времени их меры длины и веса (см. Тураев, "История Древнего Востока", 148), и даже такие обычаи, как покрывало невесты. Рассмотрев жизнь Авраама в Уре, где он провел половину своей жизни, 75 лет, и его урийское происхождение, сопоставив облик Авраама с другими урийцами, его родственниками и детьми как последними представителями первоначальной Ветхозаветной Церкви – обратим теперь взоры к Аврааму как отцу избранного народа, взглянем с духовной точки зрения на его величественный образ, возвышающийся на рубеже двух великих периодов Ветхозаветной Церкви.

"Авраам был девяноста девяти лет, когда Господь явился ему и сказал: Я Бог Всемогущий: ходи предо Мною и будь непорочен, и поставлю Завет Мой между Мною и тобою, между потомством твоим после тебя в роды их. Завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомства твоего" (Быт. 17, 1-7). Трижды Бог на протяжении всех веков от сотворения Адама до пришествия на землю Сына Божия заключал Завет Свой с людьми.

Первый раз Господь обещал в утешение падшему Адаму, что от потомства его произойдет Тот, Кто "сотрет главу змия" (диавола), что его Потомок станет Победителем ада и смерти, Искупителем первородного греха – и тогда потерянный Рай будет возвращен Адаму. Второй завет был с Ноем: "И сказал Господь Ною и сынам его с ним: Вот, Я поставлю Завет Мой с вами и потомством вашим, что не будет более истреблена всякая плоть водами Потопа", это был завет сохранить человечество до конца мира, как бы грешно оно ни было.

И, наконец, третий завет Бога – с Авраамом – о том, что от него произойдет Богоизбранный народ, который будет хранить веру в Истинного Бога, и будет Господь хранить этот народ и, посылая им Своих пророков, возвещать волю Свою, пока не придет "Примиритель, и Ему покорность народов", как пророчествовал внук Авраама Иаков (Быт. 49, 10).

Этот последний Завет Бога – с Авраамом и его потомками до пришествия на землю Сына Божия – именует Святая Церковь Ветхим Заветом в узком смысле слова, но Ветхий Завет с человеком в широком смысле обнимает период времени от Адама до Рождества Христова. Страшное время сопутствовало юности Авраама. Истинное Богопочитание сынов Сима и Иафета стало забываться потомством их.

Потомки Сима еще хранили почитание Истинного Бога, но при Аврааме это было уже редким исключением: только отдельные семейства в Урийском царстве и некоторые небольшие княжества, например, княжество Салима (Иерусалима) во главе с царем и первосвященником Мелхиседеком, который благословил первоначальника богоизбранного народа Авраама. Богословская наука не знает, когда хронологически прекратилось истинное Богопочитание в восточных и западных ветвях потомков Иафета. Можно сказать, что эпоха Авраама (1800 лет до Р.Х.)

была эпохой умирания истинного Богопочитания у иафетитов в Европе. И вот избирает Бог одного из представителей рода Симова по прямой линии, живущего на родине, в городе Уре Халдейском в Шумере. "И сказал Господь Аврааму: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12, 1-3).

В последних словах указано на то, что от его корня изыдет Христос, именем Которого благословятся все племена земные. Так начинался новый период жизни Авраама, полный тяжких испытаний, драм и бесчестия, тяжких скорбей за любимую красивую жену. И вот явился Бог царю во сне и сказал ему: "Я не допустил тебя прикоснуться к ней (Сарре), теперь возврати жену мужу ее, ибо он – Пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив" (Быт. 20, 6-7).

Здесь Господь назвал Авраама словом, которое по-славянски переведено "пророк", а на языке древнееврейском означает "Боговдохновенный человек", "тот, через кого говорит Бог". Все святые праотцы – Боговдохновенные люди, поэтому слово "пророк" имеет два значения: авторы пророческих книг и все праотцы, начиная от Адама и кончая Симеоном Богоприимцем, все они были пророки в подлинном значении этого слова.

Когда Аврааму было 100 лет, а жене его Сарре 90, явился Бог Аврааму в образе трех Ангелов. Два Ангела позже посетили Лота в Содоме, где подверглись нападению содомлян. И провалились тогда Содом и Гоморра в бездну от тектонического сотрясения, а провал наполнился водами Мертвого моря. Кто же явился Аврааму – Бог Отец или Бог Сын? Бога никто никогда не видел – по слову Христа, и слова Его истинны.

"Иисус сказал им в ответ: и будут все научены Богом... Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога: Он видел Отца" (Иоан. 6, 45-46). Иоанн Богослов говорит: "Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил". Апостол Павел пишет Тимофею: "Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете.