Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
елеем, крестное знамение — все это для верующего великое пособие в брани с грехом, в горе, в унынии, в болезни, при нападении искушений, врагов. А как немногие прибегают к этим средствам для своего духовного утешения! Содеянный грех еще больше увеличит дурную привычку и может обратиться в страсть. Содеянный грех потребует покаяния, епитимии.
Когда искушение сильно борет, когда долго борет и сам не можешь его прогнать, беги к духовному отцу, проси его св. молитв и совета, но не уступай врагу-искусителю. Мы еще не приступили к исповеди, а душа слышит искушающие голоса: «Не отложить ли... Стыдно говорить духовнику... Недостаточно приготовлена... Как часто говею... » Нужно дать твердый отпор этим сомнениям.
Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. Во всяком грехе, во всякой нехорошей мысли, чувстве, действии, поступке помысли, что ты работаешь врагу, в угоду ему, и побойся этого рабства, прибегни к покаянию и исправься от этой измены твоему Владыке и Господу (из дневника инока). Человек, проживший немалое время во грехах без покаяния, когда начинает каяться и исправляться, то беспрестанно чувствует душевное мучение: несть спасения ему в Бозе его (Пс. 3: 3).
Отчего появляются в сердце такого бедствующего страх, ужас, печаль, тоска и всякое беспокойство. Во время сего искушения думай о милосердии Божием: сколько твоих грехов ни есть и как они ни велики, но у Бога более милости. Подумай о том: когда ты противился воле Божией, Бог тебя миловал; ныне ли не помилует тебя, когда хочешь и стараешься исполнять волю Его?
Ибо если человек чистосердечно обращается от грехов своих к Богу, то и Бог со Своею благодатию обращается к нему и принимает его в Свою милость. Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение (святитель Иоанн Златоуст). Смущаться своим недостоинством и под таким как бы благовидным предлогом уклоняться от спасительного Таинства Причащения Св.
Тела и Крови Христовых христианину, по мысли преподобного Серафима Саровского, не следует. Такое смущение — от врага спасения. Только надо постараться приготовиться к причастию говением и исповедью. Напоминание приступающим к Св. Причащению Приступающим к причастию Святых Таин надобно исполнить следующее: ♦ Воздержаться от пищи и пития (с вечера).
♦ Исполнить молитвенное правило. ♦ Накануне помолиться на всенощном бдении. ♦ Поститься (воздерживаться от скоромного: мяса, молочного, рыбного). ♦ В браке живущим воздерживаться от супружеского ложа перед причастием и после него. ♦ Испросить прощения, кого обидели. ♦ Курящим не курить (до причащения и после).
♦ Женщинам — быть чистыми по женскому обычаю. ♦ Иметь крест на шее. Если душа, отходя от причастия, холодна, в бесчувствии как бы, это знак недостаточности покаяния и искренности обращения, недостаточности слез, прощения, говения; приложи труд, продолжи молитвы, подвиги воздержания и чтение Слова Божия, и Господь согреет твою душу теплотой благодати.
Диаволы боятся, трепещут, бегают от смотрения на лицо причащающегося Св. Тела и Крови Христовых, ибо в тот час видится им, что дышат уста его огнем Божественным. Видение дивно Ангелам, страшно диаволу! Ни звезда столь не сияет на небеси, сколько сияет душа от света Божией благодати в тот час, когда она причащается (святитель Иоанн Златоуст). Нам смотреть на козни вражии (высмеивание людьми частой исповеди)
не следует, но идти путем, какой указали св. отцы, т. е. учащать исповедь и откровение помыслов и поступков наших духовнику до самого нашего издыхания, дабы смерть нас застала в покаянии и исповедании своих грехов. Что надо знать об исповеди ♦ Исповеданные ранее грехи на исповеди, если они не повторялись снова, не надо исповедовать.
♦ Не скрывать грехов по стыду. ♦ Иметь решение впредь не грешить. ♦ Называть грех, каждый особенно. ♦ Исповедая свои грехи, не касаться соучастников греха (кроме тех случаев, когда нельзя исповедовать греха, не указав ясно лиц, с которыми грешил). ♦ Обвинять себя в грехах, не извинять, не изворачиваться, не оправдывать себя и не сваливать свою вину на что-то или на кого-то.
♦ Должно самому стараться рассказать о грехах своих. ♦ Стараться загладить грех добрыми делами, особенно противоположными грехам. ♦ Иметь искреннее сердечное сокрушение, печаль и слезы о соделанных грехах. О долготерпении Божием Кто кается во грехах, тот возрадуется в Царствии Божием. Святой Нил Мироточивый Долго терпел Бог и долго терпит, с безмерной милостию ожидая нашего покаяния.
Ради безмерной милости и долготерпеливого милосердия Своего ожидает Бог покаяния людей, милосердствуя о них, как о детях: и юных милует, и стариков долготерпит. Долготерпит к детям, — не найдет ли их покаявшимися в юношестве? Долготерпит к юноше, — не приобретет ли его в старости? Долготерпит к старости, — не найдет ли здесь старческого покаяния?
Сегодня дети все лукавства знают, все непристойные дела делают, а что есть покаяние — то не знают. И имени его даже не ведают, чтобы возделать им дело покаяния. И от старика ожидал Бог покаяния с детства до юности и не нашел его: от юности в суете истратил он лета свои. Долготерпеливый Бог умилительного покаяния требует хотя бы в старости. Покаяние старика поэтому должно быть жалостным плачем покаяния: т. е.