Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
♦ Женщинам — быть чистыми по женскому обычаю. ♦ Иметь крест на шее. Если душа, отходя от причастия, холодна, в бесчувствии как бы, это знак недостаточности покаяния и искренности обращения, недостаточности слез, прощения, говения; приложи труд, продолжи молитвы, подвиги воздержания и чтение Слова Божия, и Господь согреет твою душу теплотой благодати.
Диаволы боятся, трепещут, бегают от смотрения на лицо причащающегося Св. Тела и Крови Христовых, ибо в тот час видится им, что дышат уста его огнем Божественным. Видение дивно Ангелам, страшно диаволу! Ни звезда столь не сияет на небеси, сколько сияет душа от света Божией благодати в тот час, когда она причащается (святитель Иоанн Златоуст). Нам смотреть на козни вражии (высмеивание людьми частой исповеди)
не следует, но идти путем, какой указали св. отцы, т. е. учащать исповедь и откровение помыслов и поступков наших духовнику до самого нашего издыхания, дабы смерть нас застала в покаянии и исповедании своих грехов. Что надо знать об исповеди ♦ Исповеданные ранее грехи на исповеди, если они не повторялись снова, не надо исповедовать.
♦ Не скрывать грехов по стыду. ♦ Иметь решение впредь не грешить. ♦ Называть грех, каждый особенно. ♦ Исповедая свои грехи, не касаться соучастников греха (кроме тех случаев, когда нельзя исповедовать греха, не указав ясно лиц, с которыми грешил). ♦ Обвинять себя в грехах, не извинять, не изворачиваться, не оправдывать себя и не сваливать свою вину на что-то или на кого-то.
♦ Должно самому стараться рассказать о грехах своих. ♦ Стараться загладить грех добрыми делами, особенно противоположными грехам. ♦ Иметь искреннее сердечное сокрушение, печаль и слезы о соделанных грехах. О долготерпении Божием Кто кается во грехах, тот возрадуется в Царствии Божием. Святой Нил Мироточивый Долго терпел Бог и долго терпит, с безмерной милостию ожидая нашего покаяния.
Ради безмерной милости и долготерпеливого милосердия Своего ожидает Бог покаяния людей, милосердствуя о них, как о детях: и юных милует, и стариков долготерпит. Долготерпит к детям, — не найдет ли их покаявшимися в юношестве? Долготерпит к юноше, — не приобретет ли его в старости? Долготерпит к старости, — не найдет ли здесь старческого покаяния?
Сегодня дети все лукавства знают, все непристойные дела делают, а что есть покаяние — то не знают. И имени его даже не ведают, чтобы возделать им дело покаяния. И от старика ожидал Бог покаяния с детства до юности и не нашел его: от юности в суете истратил он лета свои. Долготерпеливый Бог умилительного покаяния требует хотя бы в старости. Покаяние старика поэтому должно быть жалостным плачем покаяния: т. е.
он должен припомнить все беззаконные дела, которые соделал от детства и до юношества своего, от юности и до старости своей... До вечера (жизни) ждет Бог покаяния от старца: говорим, до смерти его смотрит, нет ли покаяния в старце; если же и в старости не видит покаяния в человеке, тогда прогневляется на старца за нечувствие его. И вот отверзает наконец старец очи свои (внутренние)
, очнувшись в аду карания, и бывает казним за непокорство свое, за то, что не прибег к покаянию в беззакониях своих. Бог давал ему каяться, но он погубил себя и очнулся в муках ада. Люди сегодня очень сведущи стали, но в чем сведущи? В подлинности земных вещей. Но забыли о бесконечных муках, которые ждут тех, кто умирает без покаяния (святой Нил Мироточивый).
Видение о скрывшей на исповеди свой грех Некий христианин видел в церкви, как каялась одна женщина в своих грехах пред крестом и Евангелием священнику. И когда она называла грех, каждый раз выпадала изо рта ее небольшая змея, так что у ног ее было набросано множество выпавших змей. Одна же большая голова змеи показывалась изо рта много раз: то хотела выйти, то опять уходила внутрь, но так она и не вышла.
Когда женщина окончила свою исповедь, то все выпавшие змеи вновь вернулись к ней: вошли обратно. Когда она отошла от исповеди, христианин подошел к ней и рассказал, что он видел. Тогда женщина, как бы спохватившись, с сожалением сказала: я все хотела открыть свой большой грех духовнику, но так и постеснялась сказать о нем ему. Исповеданный грех как бы становится вне нашей души, выходит из нее, подобно тому как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.
Идя исповедовать грехи отцу своему духовному или спросить его о чем, помолись прежде в сердце своем и скажи: «Господи, что угодно Тебе, вложи то в уста отцу моему, чтобы он сказал мне, ибо я как от уст Твоих приемлю слово его. Утверди его, Господи, в истине Твоей, чтобы мне всегда слышать от него святую волю Твою». И потом храни верно и со страхом, что духовный отец тебе скажет («Духовный Маргарит»).
Неоткровенность в исповедании грехов и страстей духовному отцу есть дело сатанинское. Как будет лечить он нас, когда не знает нашей болезни. Молитвенное воздыхание святого Ефрема Сирина Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Боже, Спасителю мой, даруй мне, недостойному рабу Твоему, сокрушение и освящение сердца, дабы слезы умиления источать мне в чистой молитве и дабы Ты слезами этими стер рукописание грехов моих и ради недолгого рыдания угасил огонь страстей моих.
Если буду здесь я плакать, Владыко мой, Ты освободишь меня от огня неугасимого. Знаю я, Господи, что ежедневно и ежечасно без меры огорчаю и гневлю я Тебя, но прости меня, окаянного! Согрешила ты, душа, покайся. Ибо вот дни наши проходят, как тень. По страшным и ужасным пойдем мы местам (по смерти). Не откладывай же день за днем обращения своего ко Господу; приди наконец в сокрушение, душа моя!