Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

он должен припом­нить все беззаконные дела, которые соделал от детства и до юношества своего, от юности и до старости своей... До вечера (жизни) ждет Бог по­каяния от старца: говорим, до смерти его смотрит, нет ли покаяния в старце; если же и в старости не видит покаяния в человеке, тогда прогневляется на старца за нечувствие его. И вот отверзает на­конец старец очи свои (внутренние)

, очнувшись в аду карания, и бывает казним за непокорство свое, за то, что не прибег к покаянию в беззако­ниях своих. Бог давал ему каяться, но он погубил себя и очнулся в муках ада. Люди сегодня очень сведущи стали, но в чем сведущи? В подлиннос­ти земных вещей. Но забыли о бесконечных му­ках, которые ждут тех, кто умирает без покаяния (святой Нил Мироточивый).

Видение о скрывшей на исповеди свой грех Некий христианин видел в церкви, как каялась одна женщина в своих грехах пред крестом и Евангелием священнику. И когда она называла грех, каждый раз выпадала изо рта ее неболь­шая змея, так что у ног ее было набросано мно­жество выпавших змей. Одна же большая голова змеи показывалась изо рта много раз: то хотела выйти, то опять уходила внутрь, но так она и не вышла.

Когда женщина окончила свою исповедь, то все выпавшие змеи вновь вернулись к ней: вошли обратно. Когда она отошла от исповеди, христианин подошел к ней и рассказал, что он видел. Тогда женщина, как бы спохватившись, с сожалением сказала: я все хотела открыть свой большой грех духовнику, но так и постеснялась сказать о нем ему. Исповеданный грех как бы становится вне нашей души, выходит из нее, подобно тому как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Идя исповедовать грехи отцу своему духовному или спросить его о чем, помолись прежде в сердце своем и скажи: «Господи, что угодно Тебе, вложи то в уста отцу моему, чтобы он сказал мне, ибо я как от уст Твоих приемлю слово его. Утверди его, Господи, в истине Твоей, чтобы мне всегда слы­шать от него святую волю Твою». И потом храни верно и со страхом, что духовный отец тебе ска­жет («Духовный Маргарит»).

Неоткровенность в исповедании грехов и страстей духовному отцу есть дело сатанинское. Как будет лечить он нас, когда не знает нашей болезни. Молитвенное воздыхание святого Ефрема Сирина Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Боже, Спасителю мой, даруй мне, недостойному рабу Твоему, сокрушение и освящение сердца, дабы слезы умиления источать мне в чистой молит­ве и дабы Ты слезами этими стер рукописание грехов моих и ради недолгого рыдания угасил огонь страстей моих.

Если буду здесь я пла­кать, Владыко мой, Ты освободишь меня от огня неугасимого. Знаю я, Господи, что ежедневно и ежечасно без меры огорчаю и гневлю я Тебя, но прости меня, окаянного! Согрешила ты, душа, покайся. Ибо вот дни на­ши проходят, как тень. По страшным и ужас­ным пойдем мы местам (по смерти). Не откла­дывай же день за днем обращения своего ко Господу; приди наконец в сокрушение, душа моя!

Будь милостив ко мне, Человеколюбец! В Тебе Едином полагаю мою надежду. Даруй мне пока­яться и, исправившись, принести плоды покая­ния, чтобы, когда придет конец, не был я посе­чен, как бесплодное древо, или предан огню, как плевелы, но, как пшеница, был собран в житницу Твою. Сжалься надо мною, Боже мой, и не гневайся на меня за дурную жизнь мою.

Умилосердись надо мною, как над блудным, мытарем и раз­бойником. Все презирали их, когда они были на земле; Ты же, Господи, сделал их обитателями рая. Поэтому, Господи, приими покаяние и от меня, недостойного раба Твоего, который пре­зрен всеми, но дерзает славить Тебя, Единого Вечного. Дал Бог помереть, дай покаяться* У одной женщины муж ее вел праведную и бла­гочестивую жизнь. Вдруг он внезапно умер.

По его смерти у жены возникло желание узнать, где находится ее муж, в каком месте? И вот она видит видение, что находится в Царствии Небесном, и видит праведных людей, которые шли ми­мо нее полками. Подле нее находился Ангел-путеводитель. И видит она, что идет ее муж с дру­гими святыми, только рука у него черная. Тогда она спрашивает путеводителя своего: «Почему, он был такой добрый и благочестивый, а рука у него черная?

» Ангел отвечал ей: «Твой муж, хотя вел праведную и святую жизнь, но, как человек, имел обыкновенные грехи, в которых из-за вне­запной смерти не смог покаяться; от этого у него и рука черная». Уклоняться от исповеди — это все равно что страдая какою-либо болезнью и зная верное от нее лекарство, по небрежности или лени не поль­зоваться этим лекарством и таким образом запус­кать болезнь.

Бог любит грешника, когда приступает он к покаянию и с полными слез очами воздыхает и, рыдая, взывает к Нему: Господи наш, избавь меня от огня! Молю Тебя, приими слезы моего убожес­тва. Добровольно грешил я пред Тобою, но доб­ровольно и каюсь. * Пословица. — Ред. Итак, смиренно приступи, грешник; дверь уже отверста и готова принять тебя.

Принеси Господу в жертву слезы и свободно иди к Нему. Не требует Он даров, и на лица зрения нет у Него. Милосерд Он к человекам и охотно прощает грехи грешни­кам кающимся. Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший спо­соб умилостивления и благодарения Бога (свя­титель Иоанн Златоуст). Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное (преподобный Силуан Афонский).

Об общей исповеди Ссылаться на применение общей исповеди таки­ми пастырями, какими были св. Иоанн Кронш­тадтский или некоторые оптинские старцы, очень рискованно. Это были Богом посланные духонос-ные пастыри, которые своими молитвами и крат­кими поучениями пред исповедью могли создать у исповедующихся такое настроение, какое — увы! — далеко не всякий пастырь может создать и при лич­ной исповеди.