Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Будь милостив ко мне, Человеколюбец! В Тебе Едином полагаю мою надежду. Даруй мне покаяться и, исправившись, принести плоды покаяния, чтобы, когда придет конец, не был я посечен, как бесплодное древо, или предан огню, как плевелы, но, как пшеница, был собран в житницу Твою. Сжалься надо мною, Боже мой, и не гневайся на меня за дурную жизнь мою.
Умилосердись надо мною, как над блудным, мытарем и разбойником. Все презирали их, когда они были на земле; Ты же, Господи, сделал их обитателями рая. Поэтому, Господи, приими покаяние и от меня, недостойного раба Твоего, который презрен всеми, но дерзает славить Тебя, Единого Вечного. Дал Бог помереть, дай покаяться* У одной женщины муж ее вел праведную и благочестивую жизнь. Вдруг он внезапно умер.
По его смерти у жены возникло желание узнать, где находится ее муж, в каком месте? И вот она видит видение, что находится в Царствии Небесном, и видит праведных людей, которые шли мимо нее полками. Подле нее находился Ангел-путеводитель. И видит она, что идет ее муж с другими святыми, только рука у него черная. Тогда она спрашивает путеводителя своего: «Почему, он был такой добрый и благочестивый, а рука у него черная?
» Ангел отвечал ей: «Твой муж, хотя вел праведную и святую жизнь, но, как человек, имел обыкновенные грехи, в которых из-за внезапной смерти не смог покаяться; от этого у него и рука черная». Уклоняться от исповеди — это все равно что страдая какою-либо болезнью и зная верное от нее лекарство, по небрежности или лени не пользоваться этим лекарством и таким образом запускать болезнь.
Бог любит грешника, когда приступает он к покаянию и с полными слез очами воздыхает и, рыдая, взывает к Нему: Господи наш, избавь меня от огня! Молю Тебя, приими слезы моего убожества. Добровольно грешил я пред Тобою, но добровольно и каюсь. * Пословица. — Ред. Итак, смиренно приступи, грешник; дверь уже отверста и готова принять тебя.
Принеси Господу в жертву слезы и свободно иди к Нему. Не требует Он даров, и на лица зрения нет у Него. Милосерд Он к человекам и охотно прощает грехи грешникам кающимся. Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога (святитель Иоанн Златоуст). Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное (преподобный Силуан Афонский).
Об общей исповеди Ссылаться на применение общей исповеди такими пастырями, какими были св. Иоанн Кронштадтский или некоторые оптинские старцы, очень рискованно. Это были Богом посланные духонос-ные пастыри, которые своими молитвами и краткими поучениями пред исповедью могли создать у исповедующихся такое настроение, какое — увы! — далеко не всякий пастырь может создать и при личной исповеди.
Вообще же общая исповедь без крайней нужды должна быть всегда избегаема, ибо она, во-первых, не настраивает исповедающихся к искреннему и глубокому познанию и сознанию своего духовного состояния; во-вторых, лишает возможности пастыря узнать духовное состояние своих пасомых и, в-третьих, для духовно хромающих людей личная исповедь является своего рода «костылем», который поддерживает в них какую-то энергию к духовной брани со своими грехами.
При общей исповеди этот «костыль» исчезает. Исповедь пред духовником должна быть личная, тогда можно судить о чувстве духовного раскаяния. Оно сказывается в голосе, в лице, в слезах исповедника. Всего этого нельзя видеть во время общей исповеди. Молитва перед исповедью Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех*.
Должно часто прибегать к причастию Св. Таин не с усматриванием своего достоинства, а со смирением и страхом, как болящему к врачевству (старец Иларион Симоновский). На исповеди, если что вспомнится из прежней жизни, не исповеданное по забвению, и это должно исповедать. Человеку**, к немуже не извещается сердце твое, не извещай ему совесть свою (авва Мина).
Святое время говения, исповеди и причащения есть такое драгоценное время в нашей жизни, что * Придумывать извинения и оправдания. - Сост. ** Вероятно, применимо к священнику. - Сост. целой вечности недостанет для того, дабы достойно возблагодарить Бога за эту дарованную нам от Него милость. Всякий христианин прежде должен раскаяться, тогда сможет достигнуть добродетели.
Впрочем, покаяние нужно не только всем согрешающим, но и в добродетель приходящим (авва Мина). Покаяние Господь нам дал, как умывальницу небесную. Оно всю душу вычищает, как снег белу делает (святитель Феофан Затворник). Бесплодное покаяние Бесплодное покаяние — обыкновенное явление. На исповеди редко можно слышать, чтобы грешник отстал от прежних грехов; он приносит на исповедь старые свои грехи с прибавлением новых.
Пока говеет человек, он еще сдерживается, но по окончании говения спешит к прежним греховным привычкам. От сего и самое говение бесплодно. Не хотят знать, что говением не прекращается покаяние, а только полагается начало его, только посевается доброе семя, а чтобы это семя принесло плод, надобно продолжать труды покаяния. Нелегки эти труды, но без труда ничего не достается.
Притом сначала бывает трудно, а потом легче и легче. Мы обещаем только на словах принесть покаяние, на самом же деле и не касаемся сего подвига, ибо живем, как жили и прежде. То же рассеяние, осуждение других и злословие, та же блестящая одежда, те же роскошные яства, тот же продолжительный сон, та же непрестанная суета и заботы, принуждающие душу забыть о самой себе.