Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Вообще же общая исповедь без крайней нужды должна быть всегда избегаема, ибо она, во-первых, не настраивает исповедающихся к искреннему и глубокому познанию и сознанию своего духовного состояния; во-вторых, лишает возможности пастыря узнать духовное состояние своих пасомых и, в-третьих, для духовно хромающих людей личная исповедь является своего рода «костылем», который поддерживает в них какую-то энергию к духовной брани со своими грехами.
При общей исповеди этот «костыль» исчезает. Исповедь пред духовником должна быть личная, тогда можно судить о чувстве духовного раскаяния. Оно сказывается в голосе, в лице, в слезах исповедника. Всего этого нельзя видеть во время общей исповеди. Молитва перед исповедью Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех*.
Должно часто прибегать к причастию Св. Таин не с усматриванием своего достоинства, а со смирением и страхом, как болящему к врачевству (старец Иларион Симоновский). На исповеди, если что вспомнится из прежней жизни, не исповеданное по забвению, и это должно исповедать. Человеку**, к немуже не извещается сердце твое, не извещай ему совесть свою (авва Мина).
Святое время говения, исповеди и причащения есть такое драгоценное время в нашей жизни, что * Придумывать извинения и оправдания. - Сост. ** Вероятно, применимо к священнику. - Сост. целой вечности недостанет для того, дабы достойно возблагодарить Бога за эту дарованную нам от Него милость. Всякий христианин прежде должен раскаяться, тогда сможет достигнуть добродетели.
Впрочем, покаяние нужно не только всем согрешающим, но и в добродетель приходящим (авва Мина). Покаяние Господь нам дал, как умывальницу небесную. Оно всю душу вычищает, как снег белу делает (святитель Феофан Затворник). Бесплодное покаяние Бесплодное покаяние — обыкновенное явление. На исповеди редко можно слышать, чтобы грешник отстал от прежних грехов; он приносит на исповедь старые свои грехи с прибавлением новых.
Пока говеет человек, он еще сдерживается, но по окончании говения спешит к прежним греховным привычкам. От сего и самое говение бесплодно. Не хотят знать, что говением не прекращается покаяние, а только полагается начало его, только посевается доброе семя, а чтобы это семя принесло плод, надобно продолжать труды покаяния. Нелегки эти труды, но без труда ничего не достается.
Притом сначала бывает трудно, а потом легче и легче. Мы обещаем только на словах принесть покаяние, на самом же деле и не касаемся сего подвига, ибо живем, как жили и прежде. То же рассеяние, осуждение других и злословие, та же блестящая одежда, те же роскошные яства, тот же продолжительный сон, та же непрестанная суета и заботы, принуждающие душу забыть о самой себе.
Мы знаем одно только имя покаяния, которое у нас бывает бесплодно и недействительно. Многие даже удаляются от Святых Таин, нисколько не думая об участии в их благодатном освящении и почитая это делом как бы маловажным (святитель Григорий Нисский). Что пользы, если без чувств, со скукою или рассеянием будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем проводить в полусне и бездействии; затем (на исповеди)
холодно проговорим на духу «грешен» про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главною у нас целью должно быть совершенное исправление жизни. Что пользы? Это будет значить — исполнить обычай говения, а не говеть во спасение. Блюдите убо, как опасно ходите, когда враг спасения, искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божиею средства к очищению от грехов и тем продолжает владычество свое над нами.
Часто нет сокрушения у кающейся на исповеди, а лишь сообщение о своей праведности: «Я не убила, не украла, не обидела», и так далее. А ведь может случиться страшное. Вот что говорит святитель Феофан Затворник: «...Может случиться, что когда духовный отец будет произносить: "Прощаю и разрешаю", Господь скажет: "А Я осуждаю"».
Все сети вражии при исповеди духовному отцу разрушаются. Уклонение от зла есть начало покаяния; начало покаяния есть начало спасения, начало спасения есть благая решимость угождать Богу. Велики грехи мои, но несть грех, побеждаяй человеколюбие Божие. Никто посему не отчаивайся, пока не пришло время праведного суда Божия. Мы в царстве благодати, у нас есть Спаситель.
Но делайте, сказано, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9: 4). Если ты, грешник, не только сожалеешь о своих падениях, но и напрягаешь все силы к восстанию и исправлению, то милосердие Божие готово все простить тебе и паки принять тебя в дом отеческий, как блудного сына. Есть одно препагубное лукавство в сердцах наших: все грехи раскрывают иногда охотно, исключая самый главный, который больше всех срамит и стыдом покрывает лицо наше.
Чаще всего это плотской грех, но и всякий другой может встать в разряд сей. В ком есть такая немочь, тот готов бывает и все подвиги подъять, и всякие добродетели совершить, лишь бы неприкосновенною осталась любимая болезнь. А у Господа таков закон: не давай Мне милостыни, когда страдаешь нецеломудрием, не давай поста, когда обременен любостяжанием, не давай труда молитвенного, когда болен тщеславием.
Свою рану открывай, чтобы исцелиться и украситься противоположною добродетелию. Воодушевись же, всякая душа, преодолеть себя в том особенно, что противится преодолению (святитель Феофан Затворник). Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедаться. Бес ненавидит сей путь.