Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Мы знаем одно только имя покаяния, которое у нас бывает бесплодно и недействительно. Многие даже удаляются от Святых Таин, нисколько не думая об участии в их благодатном освящении и почитая это делом как бы маловажным (святитель Григорий Нисский). Что пользы, если без чувств, со скукою или рассеянием будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем проводить в полусне и бездействии; затем (на исповеди)
холодно проговорим на духу «грешен» про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главною у нас целью должно быть совершенное исправление жизни. Что пользы? Это будет значить — исполнить обычай говения, а не говеть во спасение. Блюдите убо, как опасно ходите, когда враг спасения, искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божиею средства к очищению от грехов и тем продолжает владычество свое над нами.
Часто нет сокрушения у кающейся на исповеди, а лишь сообщение о своей праведности: «Я не убила, не украла, не обидела», и так далее. А ведь может случиться страшное. Вот что говорит святитель Феофан Затворник: «...Может случиться, что когда духовный отец будет произносить: "Прощаю и разрешаю", Господь скажет: "А Я осуждаю"».
Все сети вражии при исповеди духовному отцу разрушаются. Уклонение от зла есть начало покаяния; начало покаяния есть начало спасения, начало спасения есть благая решимость угождать Богу. Велики грехи мои, но несть грех, побеждаяй человеколюбие Божие. Никто посему не отчаивайся, пока не пришло время праведного суда Божия. Мы в царстве благодати, у нас есть Спаситель.
Но делайте, сказано, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9: 4). Если ты, грешник, не только сожалеешь о своих падениях, но и напрягаешь все силы к восстанию и исправлению, то милосердие Божие готово все простить тебе и паки принять тебя в дом отеческий, как блудного сына. Есть одно препагубное лукавство в сердцах наших: все грехи раскрывают иногда охотно, исключая самый главный, который больше всех срамит и стыдом покрывает лицо наше.
Чаще всего это плотской грех, но и всякий другой может встать в разряд сей. В ком есть такая немочь, тот готов бывает и все подвиги подъять, и всякие добродетели совершить, лишь бы неприкосновенною осталась любимая болезнь. А у Господа таков закон: не давай Мне милостыни, когда страдаешь нецеломудрием, не давай поста, когда обременен любостяжанием, не давай труда молитвенного, когда болен тщеславием.
Свою рану открывай, чтобы исцелиться и украситься противоположною добродетелию. Воодушевись же, всякая душа, преодолеть себя в том особенно, что противится преодолению (святитель Феофан Затворник). Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедаться. Бес ненавидит сей путь.
Такое исповедание начинает умерщвлять мало-помалу страсти. Старцу Иосифу Оптинскому рассказывали про одну особу, которая умерла без исповеди и причащения, потому что в ее приходе был священник, о котором она знала много нехорошего и не захотела у него исповедоваться. Старец пожалел умершую и сказал, что не должно смущаться жизнью иерея, так как рука его только действует, а Таинство совершает благодать.
Тем, кто вместо исповедания своих грехов на исповеди начинает вразумлять священника, надо сказать: «Вы стараетесь учить и вразумлять меня как человека невежественного и несведущего в том, о чем я говорю, хотя даже и мальчикам хорошо понятно, что вы находитесь под действием диавольского внушения. Вам кажется, что вы исповедуете свои помыслы, но в действительности это не исповедь; вы устраиваете словопрение и менторское судилище на погибель души своей».
Понуждай себя к простоте и откровенности грехов своих перед духовным отцом; от всех же других скрывай свои брани, потому что такою преступною откровенностью повредишь себе и другим, которым отнюдь не полезно слышать о твоих грехах и бранях. Понуждай себя, и паки понуждай; за твое постоянное понуждение в откровенности грехов Господь даст тебе в свое время силу открываться с легкостью.
Без сего тебе не достигнуть ничего духовного и благодатного, а пребудешь плоть и кровь. При решительном откровении делами, словами и помышлениями можно в один год преуспеть более, нежели при посредстве других подвигов, самых многотрудных, в течение десяти лет. Оттого враг и борет так сильно против этого спасительного делания (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Главное - нужно молиться Богу, чтобы Он даровал смирение, и очищать свою душу покаянием и исповеданием пред духовным своим отцом. Без труда же самоотвержения и без очищения души скорбями и лишениями, и особенно без возможно частого исповедования пред духовником, живя в покое, человек постепенно начинает быть всячески довольным собой, помышлять о своих мнимых достоинствах как о действительных и, сравнивая себя с другими людьми, мытарями и грешниками, считать себя святым и безгрешным (иеросхимонах Николай).
В разрешительной силе священника не нужно сомневаться: каков бы он ни был, лишь бы не состоял под запрещением. Эта сила не столько в чувстве умиления, сколько в твердой решимости избегать греха, бороться с ним. Объявляя духовнику одни душевные грехи, в плотских же мало каясь, христианин вредит себе, того не понимая. Злой дух действует на человека и в сновидении.
Об этом немедля надо сказать духовному отцу. Ежели человек хочет, чтоб враг-диавол не имел в чем оклеветать его в час смертный, то исповедь должен творить, ни самомалейшего движения плоти и духа Богу противного не скрывая пред отцом духовным: что сделал, или помыслил, или какими именно помыслами более смущаем был. Откровение духовнику хульных мыслей есть важное средство для прогнания хульного беса.