Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

Исповедуя хульные мысли, не объясняй в под­робности хульных слов. Лучше получить за тяжкий грех епитимию от священника, чем ожидать Божьего наказания. Нужно непременно записывать всякий, хотя и маленький, грех, как вспомнишь, а потом пока­яться; а то мы все откладываем: то грех мал, то стыдно сказать, после скажу, со временем, а при­дешь каяться — и сказать нечего.

Много потому бывает примеров, что перед смертью долго то­мятся и не умирают. Диавол бо не токмо великих ради преступлений и смертных согрешений над человеками власть приемлет, но и малых ради согрешений, о них же мы ничтоже мня погрешаем, приемлет власть. Епитимию нельзя не исполнять. Сам архиерей от нее разрешить не может. Тебе стыдно открывать грехи.

А Священное Писание учит: Благо есть исповедатися Господеви (Пс. 91: 2). Значит, это от диавола, который боит­ся нашего блага, пользы душевной (преподобный Анатолий Оптинский). Есть люди, которые более боятся стыда на испо­веди открывать грехи, нежели желают спасения, подражая в сем случае больным, которые, сты­дясь показать врачам тайные свои язвы, умирают от постыдных болезней...

Помышляя об испове­ди, помышляй также и об адском огне, который исповедь может для тебя погасить. Покаяние, по учению св. отцов, открывает гла­за, открывает зрение на грехи. Покаявшись в од­них, человек начинает видеть другие, третьи и т. д., начинает считать грехом то, что прежде не считал грехом, вспоминает нераскаянные грехи, давно минувшие, давно забытые, и самые грехи начинают казаться тяжелее и тяжелее.

От этого святые плакали о своих грехах, когда уже стано­вились святыми, чудотворцами. Если кто грешит в надежде на покаяние, тот по­винен в хуле на Духа Святаго. Сознательно со­грешать с безрассудной надеждой на благодать Божию и думать: «Ничего, покаюсь» — это есть хула на Духа Святаго. Иное дело грешить бес­страшно, сознательно и не каяться, а другое дело -когда человек не хочет грешить, плачет, кается, просит прощения, но по немощам человеческим согрешает.

Человеку свойственно согрешать, но не должно унывать и приходить в чрезмерную печаль, если и придется согрешить. Не каять­ся же свойственно бесам, поэтому необходимо каяться. Если грешник не предупредит ныне своей смерти делами истинного покаяния и исповедания сво­их грехов, то может чрез это вовеки погибнуть и получить мстительное воздаяние за непокаянную жизнь свою.

Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются: ни на мытарствах, ни на Суде (старец Георгий Затворник). Один старец молил Бога об умерших, просил по­казать ему, где находятся его ученики, и увидел двоих из них в страшных муках, и спросил их: «За что вы попали сюда?» Один отвечал, что он попал за чревообъядение, а другой — за скрытые на исповеди грехи.

И на мгновение одно не оставляй в сердце греха не исповеданным Господу и не очищенным пред Ним сердечным покаянием. Опять падешь - и опять то же сделай; и хотя бы тебе многократно пришлось погрешить, столько же раз и очищай себя пред Господом («Невидимая брань»). Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к небу, то встречают ее бесы и подвергают многим затруднениям, истязаниям. Они истязают ее во многих грехах.

Во время шествия души от земли к небу сами Святые Ангелы не могут помочь ей; помогают ей покаяние ее, добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств (святой Иоанн Милостивый). Только священник может разрешить от грехов Один брат в юности впал в блуд и дал своей со­жительнице клятву не оставлять ее, пока он жив.

С течением времени страсть похоти у него остыла, посему он раскаялся и исповедал грех свой, но не священнику, а некоему старцу-безмолвнику. Потом он заболел, и вот явилось к нему множество бесов и стали обличать его в грехах. Он же, сие увидев и услышав, недоумевал: почему так случилось, когда он надеялся на покаяние и на исповедь, но, одна­ко, не смог избавиться от бесовского обличения.

Тогда, поняв свою ошибку, он призывает иеромо­наха и исповедуется ему. После сего бесы исчезли, и он выздоровел (преподобный Никон Черногорец). Пока не выскажешь грехи на исповеди, ничто в свете тебе не поможет. А, помилуй Бог, — смерть нагрянет?.. (преподобный Анатолий Оптинский). Если не будем понуждать себя на исправление, то покаяние наше неискренно, и потому надо боять­ся, чтобы долготерпение Божие не истощилось.

Грехи после разрешения от них на исповеди ду­ховным отцом тотчас прощаются. Но след их остается в душах, и он томит. После трудов и подвигов в противлении греху следы сии изгла­живаются. Когда изгладятся следы, тогда и том­лению конец (святитель Феофан Затворник). Покаяние — это врачевство духа, исправление и оздоровление жизни, это благословенный путь, ведущий ко спасению.

Нет конца покаянию до самой смерти — и для малых, и для великих (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Два главных порока Излишнее упование на Бога и отчаяние происхо­дят от уныния. Первое состоит в отлагательстве покаяния и исправления жизни и в дерзновении грешить, излишне надеясь на милосердие Божие. Грех этот есть смертный.

Второе есть сомнение в милосердии Божием, будто тяжким грехам нет прощения, как думал братоубийца Каин. При покаянии более всего надо позаботиться о мире с ближними, что без смирения, при горде­ливости, очень плохо удается. Если не простим ближним обид, то этого Бог не простит. Исповедь, совершаемая с небрежением, не только не приносит пользы, но и служит к осуждению.