Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
И чем кто чаще пользуется ими, тем успешнее зреет его духовная спасительная жизнь. А без этого она скоро засаривается, вянет и глохнет. Сила частой исповеди. Одно воспоминание о том, что надо открываться духовному отцу, что надо сказать ему, удерживает нас от грехов. То уже пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав и каяться ему не в чем (святитель Феофан Затворник).
Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием; увлечение помыслами и мечтаниями производит меньшее порабощение (врагу) и разобщение (с Богом), но производит их. И потому необходимо воздерживаться от всех помышлений и мечтаний, не согласных с учением Евангелия, а случающиеся увлечения немедленно врачевать покаянием (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Нам повелено взыскать Царствие Божие в этой жизни и обрести, толкая в двери его посредством покаяния и слез. Плоды покаяния состоят в усиленной борьбе с грехами и в подвигах ревности о жизни святой и богоугодной. Без показания и лаптя не сплетешь. Как же можно научиться покаянию, если кто опытный не научит? (преподобный Амвросий Оптинский).
Страсть требует тщательного врачевания покаянием и благовременного искоренения противоположной ей добродетелью. Страсть не всегда выражается делом: она может тайно жить в сердце человека, обладая его чувствованиями и помышлениями. Страсть познается из того, когда человек не престает воображать грех и услаждается мечтанием его, когда, плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений...
Страстный не перестает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, через что поддерживает свое общение с темными духами (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Когда мы согрешаем, тогда мысль о Боге производит уныние и страх. Будем и среди грехов не терять духа покаяния - и тогда всякая мысль о Боге как Отце, приемлющем кающихся, будет сопровождаться радостью духовною.
Ты не осуждаешься за совершение греха, но подвергаешься наказанию за то, что, согрешив, не покаялся. Но пусть наше покаяние не ограничивается только одними словами. При виде греха веселятся демоны; усматривая покаяние, радуются Ангелы (святитель Иоанн Златоуст). Прекрасное покаяние имеет столько силы, что во мгновение времени освободит от тысячи грехопадений, и на самом одре борющегося со смертью освободит, если прибегнет к покаянию.
Ибо теснота обстоятельств не стесняет Божия человеколюбия. В каждом из Таинств низводятся на верующих определенные дары благодати Божией, ус-вояющей людям плоды искупительных заслуг Христовых. Б удем пользоваться более исповеданием (грехов), потому что исповедание — уза, препятствующая грешить. Помысл, будучи выведен наружу, милостию Божиею прогоняется.
Если же его скрывают, то он мало-помалу переходит в дела тьмы. Сила епитимий. Одному ученику старец дал епити-мию: не есть хлеба. Старец умер; ученик обратился к архиерею, к собору — и те не разрешили, не сняли епитимию. Так он и не вкушал хлеба во всю жизнь. Самое лучшее лекарство для спасения — откровение помыслов, и раз Господь дал нам этот дар, так зачем же вы еще медлите, душите себя молчанием, как бы нарывами болеете и как бы червями кишите непобежденными помыслами (преподобный Феодор).
Как змея, извлеченная из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедию, стараются бежать от человека. Какие помыслы надо говорить? Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается — и ничего, а другой — в раз оцарапает — тот и нужно говорить (преподобный Амвросий Оптинский).
Однажды одному старцу говорит духовный сын его: «Отче, у меня нет тяжких грехов». Тогда старец посылает его принести большой камень и затем снова отнести и положить, где лежал. Он исполнил. «А теперь, — говорит, — иди набери мне множество мелких камней, — он принес. А теперь отнеси обратно и положи, где они лежали». Но он исполнить не смог, потому что не мог запомнить, где они лежали.
Так наши мелкие обыденные грехи - их такое множество накапливается, что они омрачают душу. Короткий путь к чистоте и бесстрастию есть чистая исповедь и открытие мыслей смущающих духовному отцу. Если случится служителю Божию по какому-нибудь несчастному случаю впасть в смертный грех, он исцеляется от язвы греховной покаянием и исповедью и потому не перестает быть чадом Божиим (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Есть следующие шесть грехов, называемых грехами против Духа Святого: ♦ Излишняя надежда на милость Божию. ♦ Отчаяние в своем спасении. ♦ Явное противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. ♦ Зависть относительно тех духовных благ, которые ближние получают от Бога. ♦ Пребывание во грехах и коснение во злобе.
♦ Нерадение о покаянии до конца этой жизни. Всякий покаявшийся должен решиться на постоянную и усиленную борьбу со своими страстями и худыми навыками и возненавидеть не только грех, но и места, и орудия, и лица, и другие обстоятельства, которые ко греху приводят. О замене епитимии. Если кто по немощи своей не может понести должной епитимии за грехи свои, то по благословению духовного отца он может заменить оную делами милосердия.
Не столько отец любит сына, как Господь — кающуюся душу. Начало спасения есть себя осудить кающемуся. Если от диавола прельщен будешь и падешь в малое или великое согрешение, не приди в отчаяние, да не погибнешь, но притеки к исповеданию и покаянию и положи опять начало -и Бог простит тебе и не отвратится от тебя. Мелочные погрешности, в которые впадает ежечасно каждый человек, врачуются ежечасным покаянием пред Богом, покаянием, состоящим из немногих слов при сочувствии им сердца (святитель Игнатий (Брянчанинов)).