Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

И чем кто чаще пользуется ими, тем успешнее зреет его ду­ховная спасительная жизнь. А без этого она ско­ро засаривается, вянет и глохнет. Сила частой исповеди. Одно воспоминание о том, что надо открываться духовному отцу, что надо сказать ему, удерживает нас от грехов. То уже пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав и каяться ему не в чем (святитель Феофан Затворник).

Смертный грех решительно порабощает челове­ка диаволу и решительно расторгает общение че­ловека с Богом, доколе человек не уврачует себя покаянием; увлечение помыслами и мечтаниями производит меньшее порабощение (врагу) и ра­зобщение (с Богом), но производит их. И потому необходимо воздерживаться от всех помышлений и мечтаний, не согласных с учением Евангелия, а случающиеся увлечения немедленно врачевать покаянием (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Нам повелено взыскать Царствие Божие в этой жизни и обрести, толкая в двери его посредством покаяния и слез. Плоды покаяния состоят в усиленной борьбе с грехами и в подвигах ревности о жизни святой и богоугодной. Без показания и лаптя не сплетешь. Как же мож­но научиться покаянию, если кто опытный не научит? (преподобный Амвросий Оптинский).

Страсть требует тщательного врачевания покая­нием и благовременного искоренения противо­положной ей добродетелью. Страсть не всегда выражается делом: она может тайно жить в серд­це человека, обладая его чувствованиями и по­мышлениями. Страсть познается из того, когда человек не престает воображать грех и услажда­ется мечтанием его, когда, плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе гре­ховных помышлений...

Страстный не перестает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, через что поддерживает свое общение с темными духами (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Когда мы согрешаем, тогда мысль о Боге произ­водит уныние и страх. Будем и среди грехов не терять духа покаяния - и тогда всякая мысль о Боге как Отце, приемлющем кающихся, будет со­провождаться радостью духовною.

Ты не осуждаешься за совершение греха, но под­вергаешься наказанию за то, что, согрешив, не покаялся. Но пусть наше покаяние не ограничи­вается только одними словами. При виде греха веселятся демоны; усматривая покаяние, радуют­ся Ангелы (святитель Иоанн Златоуст). Прекрасное покаяние имеет столько силы, что во мгновение времени освободит от тысячи грехопа­дений, и на самом одре борющегося со смертью ос­вободит, если прибегнет к покаянию.

Ибо теснота обстоятельств не стесняет Божия человеколюбия. В каждом из Таинств низводятся на верую­щих определенные дары благодати Божией, ус-вояющей людям плоды искупительных заслуг Христовых. Б удем пользоваться более исповеданием (гре­хов), потому что исповедание — уза, препятст­вующая грешить. Помысл, будучи выведен наружу, милостию Божиею прогоняется.

Если же его скрывают, то он мало-помалу переходит в дела тьмы. Сила епитимий. Одному ученику старец дал епити-мию: не есть хлеба. Старец умер; ученик обратился к архиерею, к собору — и те не разрешили, не сняли епитимию. Так он и не вкушал хлеба во всю жизнь. Самое лучшее лекарство для спасения — откро­вение помыслов, и раз Господь дал нам этот дар, так зачем же вы еще медлите, душите себя молча­нием, как бы нарывами болеете и как бы червями кишите непобежденными помыслами (преподоб­ный Феодор).

Как змея, извлеченная из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыс­лы, будучи обнаружены откровенным признани­ем и исповедию, стараются бежать от человека. Какие помыслы надо говорить? Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается — и ни­чего, а другой — в раз оцарапает — тот и нужно говорить (преподобный Амвросий Оптинский).

Однажды одному старцу говорит духовный сын его: «Отче, у меня нет тяжких грехов». Тогда ста­рец посылает его принести большой камень и за­тем снова отнести и положить, где лежал. Он ис­полнил. «А теперь, — говорит, — иди набери мне множество мелких камней, — он принес. А теперь отнеси обратно и положи, где они лежали». Но он исполнить не смог, потому что не мог запомнить, где они лежали.

Так наши мелкие обыденные гре­хи - их такое множество накапливается, что они омрачают душу. Короткий путь к чистоте и бесстрастию есть чис­тая исповедь и открытие мыслей смущающих ду­ховному отцу. Если случится служителю Божию по какому-нибудь несчастному случаю впасть в смертный грех, он исцеляется от язвы греховной покаянием и исповедью и потому не перестает быть чадом Божиим (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Есть следующие шесть грехов, называемых гре­хами против Духа Святого: ♦ Излишняя надежда на милость Божию. ♦ Отчаяние в своем спасении. ♦ Явное противление утвержденной истине и от­вержение православной христианской веры. ♦ Зависть относительно тех духовных благ, кото­рые ближние получают от Бога. ♦ Пребывание во грехах и коснение во злобе.

♦ Нерадение о покаянии до конца этой жизни. Всякий покаявшийся должен решиться на посто­янную и усиленную борьбу со своими страстями и худыми навыками и возненавидеть не только грех, но и места, и орудия, и лица, и другие об­стоятельства, которые ко греху приводят. О замене епитимии. Если кто по немощи сво­ей не может понести должной епитимии за грехи свои, то по благословению духовного отца он мо­жет заменить оную делами милосердия.

Не столько отец любит сына, как Господь — ка­ющуюся душу. Начало спасения есть себя осудить кающемуся. Если от диавола прельщен будешь и падешь в малое или великое согрешение, не при­ди в отчаяние, да не погибнешь, но притеки к исповеданию и покаянию и положи опять начало -и Бог простит тебе и не отвратится от тебя. Мелочные погрешности, в которые впадает еже­часно каждый человек, врачуются ежечасным по­каянием пред Богом, покаянием, состоящим из немногих слов при сочувствии им сердца (святи­тель Игнатий (Брянчанинов)).