Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Жало болезни о грехах мы должны иметь, но без смущения и отчаяния. Болезнование о грехах полезно и по исповедании их. Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей (преподобный Амвросий Оптинский). Необходимы каждому воспоминание и рассмотрение пред исповедью своей прошедшей греховной жизни и потом, во время самой исповеди, вопросы, советы и вразумления кающемуся со стороны духовного отца, — все это, без сомнения, лучшие и действительнейшие средства к познанию себя грешником и возбуждению чувств сокрушения о грехах и решимости к исправлению. Христианин!
Исповедавшись во грехах и причастившись Святых Таин, испытай себя: готов ли ты прощать ближнему все обиды? Готов ли всякому сделать добро, какое можешь? Чувствуешь ли влечение сердца к молитве? Любезнее ли для тебя Слово Божие, нежели мирские книги? Если на сии и подобные сим вопросы душа твоя и совесть скажут: «Да», то это верный знак, что ты не без пользы исполнил долг христианский.
В противном случае и не думай, будто ты исповедался как должно, а молись и проси Бога, чтобы Он дал тебе истинное покаяние. Кающегося в грехах можно узнать по следующему признаку: такой перестает уже интересоваться пороками и грехами других, судить их и осуждать за грехи. Епископ Иннокентий Херсонский говорил, что отпущение грехов священником еще не значит, что отпущенные им грехи прощены Богом.
Если исповедающийся просто перечисляет грехи, без веры и покаяния, сколько бы священник ни говорил: «Прощается и разрешается», он от Бога не получит разрешения. В случае смертного часа всякий священник имеет долг разрешить приближающегося к смерти от епитимии, хотя бы наложенной и высшею иерархическою властию, и сподобить приобщения Св. Таин, но с тем, что если это лицо выздоровеет, то должно продолжить епитимию.
В меняемость чужих грехов: приказ, совет, соблазн, согласие, незамечание, одобрение (непротиводействие, необъявление). Должно знать, что напоминание грехов тогда бывает от благодати и спасительно, когда оно смиряет тебя и возбуждает в сердце сокрушение о том, что грехами своими ты оскорбил Бога, и вместе с тем поселяет в тебе надежду и упование на благость Его.
Но когда напоминание грехов смущает тебя, ввергает в неверие и малодушие и заставляет считать себя человеком навеки осужденным, которому нет более времени ко спасению, — знай, что такое напоминание — от диавола. Посему, смиряя себя как можно более, отнюдь не оставляй надежды на Бога - и ты победишь врага его же оружием и воздашь славу Богу.
Необходимо нам при воспоминании грехов своих питать и надежду на крестные заслуги Спасителя нашего и ради этих великих заслуг просить у Него прощения. Есть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедай перед духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности; ни в коем случае не откладывая на завтра и далее!
Кто часто и сразу исповедает грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диавольский. Некоторые говорят: «Грехи у меня легкие, человеческие», — как будто нужно, чтобы были бесовские. Это сатанинская гордость. Так как мы немощны, испорченны и доступны бесам, то Господь дал нам Покаяние и другие Таинства. Если искренно покаемся, то Господь прощает нас, т. е.
очищает нашу душу от греховных язв и обещает кающемуся Царствие Божие. Только кающемуся вменяется всемирная жертва крестная Спасителя. Перед священником утаишь (на исповеди), а перед Богом не утаишь. В конце исповеди священник может наложить на кающегося в особо тяжких грехах епитимию, что означает запрещение или наказание, имеющее лишь воспитательное значение, т. е.
чтобы заставить кающегося глубже осознать свою вину, тяжесть содеянных грехов и освободиться от них. Следует всегда помнить, что епитимия никак не является удовлетворением Бога за содеянные грехи, ибо только Кровь Иисуса Христа избавляет нас от всякого греха. Что есть епитимия.? Кто кается, тот принимается в милость Божию; но дары милости не тотчас даются, а спустя иногда довольно долгое время.
Это продление невозвращения даров милости и есть Божия епитимия. Ее несут все грешащие большими и малыми грехами. Срока сей епитимии Господь не объявляет, а держит его в Своем секрете. Оттого милость или чувство помилования всегда возвращаются внезапно, — и бывает тогда в душе праздник. Епитимия от духовника дается для сокращения срока Божией епитимии.
Она показывает добровольное принятие на себя покаянных трудов, напрягает сознание своей виновности и приклоняет Бога на милость или делает душу более способной принять сию милость (святитель Феофан Затворник). Некающихся и неверующих приемлет мука вечная, тогда начнется горький плач и рыдание, и не будет конца. Если кто духовника не послушает, таковый осуждение приемлет.
Рече бо Господь: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается (Лк. 10: 16). Тако и теперь, если кто речет: «Яже Бога боюся и слушаю», а отца духовного презирает, та-ковый ложь есть пред Богом и спасения не улучит. Исповеданием душевные раны и струпы вылечиваются... Грехи, утаенные на исповеди, тело и душу уморяют и радость великую диаволу чинят.
Пастырям, к сожалению, весьма часто приходится наблюдать такое именно отношение к исповеди: подойдет говельщик к аналою - поклоны, затверженные ответы: «Грешен и грешен». Снова поклоны, крестное знамение, безучастное выслушивание великой разрешительной молитвы, ничего не сказав о себе, — и конец... Холодный подошел он к Таинству, холодным остался в беседе с отцом духовным и таким же холодным отошел от Евангелия и Святого Креста, на котором изображен пред ним распятый Искупитель.