Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Кто часто и сразу исповедает грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диавольский. Некоторые говорят: «Грехи у меня легкие, человеческие», — как будто нужно, чтобы были бесовские. Это сатанинская гордость. Так как мы немощны, испорченны и доступны бесам, то Господь дал нам Покаяние и другие Таинства. Если искренно покаемся, то Господь прощает нас, т. е.
очищает нашу душу от греховных язв и обещает кающемуся Царствие Божие. Только кающемуся вменяется всемирная жертва крестная Спасителя. Перед священником утаишь (на исповеди), а перед Богом не утаишь. В конце исповеди священник может наложить на кающегося в особо тяжких грехах епитимию, что означает запрещение или наказание, имеющее лишь воспитательное значение, т. е.
чтобы заставить кающегося глубже осознать свою вину, тяжесть содеянных грехов и освободиться от них. Следует всегда помнить, что епитимия никак не является удовлетворением Бога за содеянные грехи, ибо только Кровь Иисуса Христа избавляет нас от всякого греха. Что есть епитимия.? Кто кается, тот принимается в милость Божию; но дары милости не тотчас даются, а спустя иногда довольно долгое время.
Это продление невозвращения даров милости и есть Божия епитимия. Ее несут все грешащие большими и малыми грехами. Срока сей епитимии Господь не объявляет, а держит его в Своем секрете. Оттого милость или чувство помилования всегда возвращаются внезапно, — и бывает тогда в душе праздник. Епитимия от духовника дается для сокращения срока Божией епитимии.
Она показывает добровольное принятие на себя покаянных трудов, напрягает сознание своей виновности и приклоняет Бога на милость или делает душу более способной принять сию милость (святитель Феофан Затворник). Некающихся и неверующих приемлет мука вечная, тогда начнется горький плач и рыдание, и не будет конца. Если кто духовника не послушает, таковый осуждение приемлет.
Рече бо Господь: Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается (Лк. 10: 16). Тако и теперь, если кто речет: «Яже Бога боюся и слушаю», а отца духовного презирает, та-ковый ложь есть пред Богом и спасения не улучит. Исповеданием душевные раны и струпы вылечиваются... Грехи, утаенные на исповеди, тело и душу уморяют и радость великую диаволу чинят.
Пастырям, к сожалению, весьма часто приходится наблюдать такое именно отношение к исповеди: подойдет говельщик к аналою - поклоны, затверженные ответы: «Грешен и грешен». Снова поклоны, крестное знамение, безучастное выслушивание великой разрешительной молитвы, ничего не сказав о себе, — и конец... Холодный подошел он к Таинству, холодным остался в беседе с отцом духовным и таким же холодным отошел от Евангелия и Святого Креста, на котором изображен пред ним распятый Искупитель.
Хочешь ли ты, сестра моя, пережить высокий подъем духа, сложить свои грехи и получить покаянное настроение? В таком случае прими совет мужей духовного опыта: принеси ныне исповедь так, как бы приносила ты ее в последний раз в жизни; исповедайся так, как бы ты исповедовалась на смертном одре. Что значит слово «покаяться»? Толковники и благовестники Священного Писания всегда обращают внимание на истинный смысл этого слова.
Покайтесь — не значит только: сознайте ваши грехи и имейте желание их очищения. Нет. Покайтесь — означает дословно, в переводе с греческого языка, — передумайте, перемените образ ваших мыслей, начинайте совершенно по-иному мыслить, чувствовать, желать и поступать, т. е. по воле Божией, как Господь говорит. Покайтесь — значит перемените ваши житейские взгляды и мнение на целостное мировоззрение, которое дано в евангельском благовестии.
Покаяться — это значит смириться пред Богом и людьми с глубоким сознанием своего недостоинства, повергнуться пред Богом, просить у Него сил для новой, доброй жизни. Когда ты получаешь после исповеди успокоение совести, то должна видеть в сем милость Божию, призревшую на твое покаяние; а ненавидяй добра диавол наводит смущение, что не так сказала, и прочее; отражай оное надеждою на милосердие Божие (преподобный Макарий Оптинский).
Нам, христианам, необходимы частая исповедь и св. причащение. Благодать Божия, действующая в сих Таинствах, обязательно производит то, что человек-христианин делается чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко двигается на греховные дела и укрепляется в истинах веры. Для такого вера, Церковь и все ее установления делаются родными.
В святоотеческих писаниях часто приводится та мысль, что наши неисповеданные грехи будут открыты пред всеми на Страшном всеобщем суде, а грехи исповеданные уже здесь изглаждаются, и мы туда явимся чистыми и непорочными. Какое, с одной стороны, это для нас грозное предостережение, а с другой — и утешение. Если я здесь скрыл грехи от одного человека — духовника, будь эти грехи самые гнусные и дурные, то там они объявятся пред всеми людьми: моими друзьями и недругами, пред моим начальством и подчиненными, и — о, какой тогда будет мне срам и позор!
И наоборот, если здесь я сокрушался, каялся, открывался, хотя, может, было мне и стыдно, в своих беззаконных делах, то там я предстану чистым и неповинным, и будет мне тогда пред всеми честь и прославление (архиепископ Арсений Чудовский). При исповеди надобно пояснить все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить, ибо неисповеданный грех и не разрешается, разве что по забвению не изъяснишь...
Главное - в исповеди надобно иметь сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (см. Пс. 50: 19) (преподобный Макарий Оптинский). Кого здесь Господь наказывает за грехи, тех в жизни будущей помилует (кто, разумеется, наказания благоразумно переносит), а кто здесь покается, тот там не будет страдать от нераскаяния. Покаяние есть очищение совести.