Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru

Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане или лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие да еще говоря­щие так безумно; невежды они, не понимающие потребностей души человеческой. Они не позна­ли Духа Христова.

Недостаточно того, чтобы только грехи все пере­числил — и конец, а нужно, чтобы грех опротивел. Отсутствие скорби о грехах приводит Бога в боль­шее негодование и гнев, чем самое совершение гре­хов... Кающийся должен не гневаться и не сердить­ся, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказывающийся неблагодарным к благо­детелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний.

Если бы мы скорбели о грехах, если бы воздыхали о прегрешениях, то ничто другое не печалило бы нас, потому что эта скорбь отгоняет всякую печаль (святитель Иоанн Златоуст). Самый пагубный, самый тяжелый грех есть не­верие. Если согрешит человек от несовершенства плоти и покается, то Господь его простит; простит его скорее, чем когда он погрешит неверием; ибо здесь он восстает против Самого Бога (епископ Арсений Серпуховской).

Грехи юности препятствуют ли пастырству? Когда человек обновится покаянием, тогда грехи юности его не препятствуют ему заботиться о ду­шах ближних. Так понимала Церковь издревле, и св. Нифонт, епископ Кессарии Кипрской, по от­кровению Божию, принял на себя обязанности пастыря, хотя в юности и подвергся тяжким пре­ткновениям (память его 23 декабря).

Пусть никто не отчаивается в своем спасении. Грех не в нашей природе: мы сподоблены воли и свободы. Ты мытарь? Можешь сделаться еван­гелистом. Ты разбойник? Можешь приобрести рай. Ты волхв? Можешь поклониться Владыке. Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Христос и избрал крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдываться (святитель Иоанн Златоуст).

Величайшие святые отцы признавали покаяние своим единственным деланием. Вдавшись в это делание, они более и более распространяли его для себя, потому что покаяние не только очищает грехи, но и изощряет зрение человека на самого себя. Когда некоторые греховные пятна очистят­ся покаянием с ризы душевной, тогда внезапно открывается на ней существование других пятен, менее грубых, но не менее важных, оставшихся доселе непримеченными по причине тупости зре­ния.

Когда кто кого оскорбил, имеет вражду с кем и не примирился, то и духовниково разрешение не подействует, хотя бы и разрешил, да и сам тяж­ко согрешает и того в больший грех вводит. Ты примирись с маменькою, получи от нее проще­ние, тогда и от Бога получишь оное (преподобный Макарий Оптинский). Говейте там, где вас ничто не может развлекать. Какой толк разъезжать?

Там все еще какое-либо добрецо сделаете, а в поездке что? Кроме суеты, развлечения, пустых ожиданий — ничего (святи­тель Феофан Затворник). Беспокойство в совести твоей о прежде бывших немощах твоих происходит оттого, т. е. послано тебе, чтобы ты памятовала свою греховность и не увлекалась в гордости и в осуждении других, а пребывала бы во смирении; а то мы считаем се­бя уже безгрешными.

Но мы, хотя и надеемся по­лучить прощение от Бога, по милосердию Его и заслугам Спасителя нашего, все должны чувство­вать, что грешные, и не забывать своих прежних грехов (преподобный Макарий Оптинский). Без Святых Таинств спастись невозможно Достойны или недостойны мы приступить к при­чащению Святых Таин Тела и Крови Христовой? Об этом судить предоставлено священникам при Таинстве Покаяния.

А сами себя почитающие не­достойными и сами себя удаляющие от причаще­ния подобны еретикам и язычникам. Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к ду­ховному отцу своему и проси его приобщить те­бя Св. Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе с сильными искушениями (святой Иоанн Кронштадтский).

Если же кто поверит внушению врагов и примет мысли их такие, что не спасется, или что будет осужден или отвержен Богом, или что предопре­делен к погибели, то душу такого человека (ес­ли он не покается) бесы увлекут к себе, потому что он отчаянием своим отверг искупление на­ше Христовой Жертвой, уничтожил милосердие Божие и, подобно Каину, счел свои грехи превы­шающими милосердие Божие. Что есть грех к смерти?

Грех смертный тот, который душу убивает, ли­шая благодати. А грех не к смерти такой есть, ко­торый не убивает, а засоряет душу. Какие именно грехи того и другого рода, точно определить едва ли можно. В жизни так надо: коль скоро совесть обличает, кайся скорее - и сила греха разруши­тельная сим пресечется. И нет греха, который бы противостоять мог действию покаяния искренне­го (святитель Феофан Затворник).

При любви ко греху должно некоторое время воздержаться от причащения, чтобы покаяни­ем и слезами пресечь злой греховный навык. И только исполнив это, можно причаститься без опасности для души. Св. отцы воспрещают прича­щение Св. Таин Христовых некающимся, некре­щеным и возлюбившим срамные и неправедные дела, такие как блуд, хищение, гордость, зависть, злопамятство, обида, убийство и другие пороки.

Лишаются причащения хулящие Божественные Таинства, находящиеся под епитимией и те, у ко­го не созрела решимость жить чисто во Христе. Поскольку грехи бывают по причине немощно­сти и душа нуждается в укреплении свыше, то кающемуся надлежит всегда умолять Бога о да­ровании ему благодати Господа нашего Иисуса Христа (святитель Феофан Затворник).