Валентин Мордасов /Святые отцы о покаянии/ Библиотека Golden-Ship.ru
Нет пределов милосердию Божию: и для самых величайших злодеев есть возможность спасения; но велико должно быть и раскаяние таких грешников. В ад только те пойдут, которые от гордости не захотят принести покаяние. Как естественно нам есть, пить, говорить, слышать, так естественно и каяться.
После покаяния надобно нам не ходить туда, где мы падали в грех или где разжигались на грех. Если это гулянья — отказаться от них. Если знакомства — прекратить их. Оставить во внешних наших отношениях только дела по работе, и притом так завесть их, чтобы исполнение их было по Богу, а не в угодность страстям. Установить новые знакомства и новые занятия, дела, вместо пустых бесед — беседы о духовных предметах; вместо балов и вечеров — посещение людей богобоязненных; вместо чтения мирских книг, журналов — чтение Слова Божия и книг божественных, и т. п. (святитель Феофан Затворник).
Чтобы сохранить себя от грехопадений после покаяния, старайся, особенно на первых порах, когда еще ты не окреп нравственно, избегать встречи со грехом, удаляйся от тех людей и тех мест, какие могут дать тебе случай согрешить. Нельзя не падать в грех, но можно и должно, упавши, восстать. Бегущий спешно, если и споткнется на что, спешно встает и опять устремляется по пути к цели, — подражай ему.
Печаль от диавола говорит: «Куда тебе бежать? Нет тебе покаяния», — ибо бес говорит так, чтобы склонить человека оставить жизнь по Богу. А печаль по Богу говорит: «Не бойся, приди опять к Богу, ибо знает Христос, что человек немощен, и даровал ему спасительное покаяние до смерти его». Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.
Есть так называемые неисповеданные грехи, с которыми многие живут в течение многих лет, а может быть, и всей своей жизни; их уж слишком стыдно говорить; а между тем они тяготят душу и готовят ей вечные осуждения и муку. О, как надо страшиться умереть в нераскаянных грехах (архиепископ Арсений Чудовский). Нет преступления, которое не могло бы быть прощено во имя распятого на кресте Сына Божия.
После покаяния надо изменить прежние обычаи и оставить привычки, которыми питались наши страсти, построить новый порядок своему поведению или своим занятиям, делам дома и вне и всем своим встречам, — а более всего предохранить себя от соблазнительных встреч с такими предметами, и лицами, и вещами, кои могут возбуждать томящие нас греховные страсти (святитель Феофан Затворник).
Благодать Божия возвращается через покаяние, исповедь и самоуничиженную жизнь. На Страшном суде Бог осудит грешников особенно за то, что они не прибегали к Нему как не мощные и грешащие по немощи и не умоляли Его послать им свыше благодать Всесвятого Духа, да дарует им силу не грешить (преподобный Симеон Новый Богослов).
Не надобно думать, что мы можем сами собою себя исправить, а просить о том Господа. Спасительные советы, особенно на исповеди, надо принимать всем сердцем, а если покажется противно, не осуждать оные внутренно, а открывать свои чувства духовнику и не противоречить. Есть такие причастники, которые Святых Таин Христовых приобщаются, а грехов своих на исповеди не объявляют и нисколько в них не раскаиваются.
Таковые будут строго осуждены на суде Христовом; однако если раскаются в этом — спасутся. Душевный покой приходит от чистой совести, которая и сама приходит не иначе как от откровения духовнику в немощах, грехах и недоверчивости к самому себе. В минуту же отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа. Один человек на мытарствах был задержан за то, что имел намерение сделать грех, хотя его и не сделал.
Господу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью. Чувство покаянное нужно иметь не только на исповеди, но постоянно. Что дом не кающегося? Пусто, затхло, бесприютно. Такова душа не кающегося, и враг делает ее помойною ямой (святитель Феофан Затворник). Для грешников, которые умирают тотчас же после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них; а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи.
Более погибающих от злых слов, нежели от злых дел, потому что не многие считают нужным приносить покаяние в произнесенных словах (святитель Иоанн Златоуст). Злые мысли, посредством исповеди будучи открываемы, прогоняются. Покаяние есть очищение совести (преподобный Иоанн Лествичник). Не откладывай своего покаяния, так как застарелые, и оставленные, и запущенные раны нелегко врачуются и для заживления своего требуют много трудов, резаний, прижиганий; ибо чем позднее покаяние, тем оно тягостнее.
Таинствами христианской Церкви верующий приводится в соединение с Божеством, в чем сущность спасения (святитель Игнатий (Брянчанинов)). На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы (не должно выжимать их, они сами придут). Скажи, что есть на совести, и больше ничего. Отчаяние есть духовное самоубийство.
Не должно отчаиваться, хотя бы кто и ежедневно падал в грех. Отчаиваться гораздо хуже, чем согрешать. В отчаянии полезно размышлять о милосердии Божием. Если кто не покается и умрет, не прощая брата, то душа его отойдет туда, где живет злой дух, который овладел душою (преподобный Силуан Афонский). Не кающиеся и не плачущие ныне на том свете горько будут плакать и рыдать как младенцы, и слезы их будут жечь тела их, как огонь, но уже не принесут им никакой отрады (преподобный Макарий Египетский).
Исповедая духовнику хульные мысли, не объясняй в подробности хульных слов (святитель Феофан Затворник). Не почитай себя безопасным, ежели не скорбишь о грехах своих; но о сем более и стенай, что не чувствуешь своих беззаконий (святитель Иоанн Златоуст). Если же кто прочтет не служащее к угождению Божию в неведении, то да подвизается скорее изгладить прочитанное из памяти чтением Божественных Писаний да покается духовнику (преподобный Петр Дамаскин).