Седмица - Седмица.RU//Библиотека

233 —«Сказание от божественных писаний, яко его же бог не повелел ведати...» (первое из «Сказаний»; начала заголовка нет; текст «Сказания» обрывается на словах: «Никто же да не дерзнеть рещи, яко вем разум божий еже в божественном писании...» — см. ниже, стр. 398); л. 243 об. — «Сказание о том, егда седмь тысящ лет изошла...» — рассказ о составлении пасхалии в 1492 г.

, несколько отличающийся от упомянутого выше рассказа «Миротворного круга»; лл. 258—268 об. — отрывок из «Начала пасхальи» Геннадия, читающийся и в «Миротворном круге» (ср.: РИБ, т. VI, стлб. 813—817); л. 268 об. — «Сказание» в защиту Ефрема Сирина (третье из «Сказаний); л. 306 об. — «О антихристе»; 5) ГПБ, Погод. № 1135; 4°; сер. XVII в. Сборник, содержащий «Просветитель» (см. ниже, стр. 462).

Вместо 8-го «слова» «Просветителя» — первое из «Сказаний» (лл. 391 об.—412 об.). Далее — 9-е и 10-е «слова» «Просветителя». В остальных известных нам рукописях «Сказания» представляют собой часть «Великого миротворного круга», составленного новгородским священником Агафоном в 1541 г.[22] «Сказаниям» здесь предшествует предисловие Агафона, «Извещение о пасхалии» Зосимы (без указания автора) и «Начало паскальи» Геннадия (

непосредственно продолжающее «Извещение» Зосимы): 6) БИЛ, Троицк. № 736; Г; XVI в. «Сказания»— лл. 59—82. Описание см.: Описание славянских рукописей Троицко-Сергиевой лавры, ч. III. M., 1879, срр. 128; 7) ГПБ, Соф. № 1421; 1°; XVI в. (помета 1602 г.). «Сказания» —лл. 73—105. Описание см.: Д. Абрамович, «Софийская библиотека», вып. III, стр. 128—130; 8) ГПБ, F. I. 471; 1°; XVI в. (ср.: Н. П. Лихачев.

Палеографическое значение бумажных водяных знаков, №№ 1695—1696; т. I, стр. 160). «Сказания» — лл. 42 об.— 63 об.; 9) ГПБ, F.I.321 (из собрания Ф. Толстого, 1, № 63); 1°; кон. XVI—нач. XVII в. (в начале — скрепа 1643 г., но водяные знаки — более ранние). «Сказания»— лл. 73—105. Описание см.: Описание рукописей Ф. Толстого, стр. 35—36; 10) ГПБ, ОЛДП, F.184, 1°; кон. XVI в. «Сказания» — лл. 22 об.— л. 38. См. выше, стр. 257—258; 11) БИЛ, Фунд. № 103; 1°; кон. XVI—перв. пол. XVII в. «Сказания» — лл. 24—39. Описание см.

: «Сведения о славянских рукописях, поступивших из Троицко-Сергиевой лавры» Леонида, вып. 2, М., 1887, стр. 343—350; 12) Музей истории религии и атеизма, Рук. отдел, К. III, оп. 1, № 43; 1°; кон. XVI—нач. XVII в. «Сказания» — лл. 44—55; 13) БИЛ, М. 418 (собр. Большакова); 4°; XVII в. «Сказания»— лл. 270—324 об. Описание см.: «Рукописи Большакова» Георгиевского, Пг., 1915, стр. 348; 14) ГИМ, собр. Хлудова, № 88; 1°; XVII в. (после 1606 г.). «Сказания» —лл. 63— 106. Описание см.: «Описание рукописей Хлудова» А. Попова, М., 1872, стр. 225—227; 15) ГИМ, Синод. № 1; 1°; сер. XVII в. «Сказания» — лл. 49—67. Описание см.: А. Горский и К.

Невоструев, «Описание рукописей Синодальной библиотеки» отд. III, ч. 2, № 570 (стр. 490); 16) ГИМ, Увар. № 910(703); 8°; XVII в. «Сказания» —лл. 260—316. Описание см.: Систематическое описание рукописей Уварова, ч. II, М., 189З, стр. 81—82 (№703). Текст «Сказаний о скончании седьмой тысящи» издается нами по списку Соф. № 1460 (С)

с важнейшими разночтениями и исправлениями по списку Муз. № 2469 (М), а также по списку Кир.-Бел. № 21/1098 (К) и списку «Миротворного круга» F.I.321 (Г).

Примечания

[1] Рукописный отдел Музея истории религии и атеизма, ф. № 1, оп. № 1, ед. хр. 180, л. 17 [2] Просветитель, изд. 1904 г., стр. 337—338 (ср. ниже, стр. 395); Просветитель, стр. 358—359 (ср. ниже, стр. 401). Ср. выше, стр. 157. [3] Просветитель, стр. 336, 358—359 [4] См. выше, стр. 376. 390 и ниже, стр. 472 и 481. [5] См. ниже, стр. 397. [6] Просветитель, стр. 342, [7] См. ниже, стр. 397 [8] Просветитель, стр. 344. [9] См. ниже, стр. 400. [10] Просветитель, стр. 352. [11] См. ниже, стр. 400. [12] Просветитель, стр. 353. [13] См. ниже, стр. 397, ср.:. 343 Просветитель, стр. 343 [14] См. ниже, стр. 395, ср.: Просветитель, стр. 337 [15] См. ниже, стр. 397, ср.: Просветитель, стр. 342 [16] См. ниже, стр. 398, ср.: Просветитель, стр. 345 [17] См. ниже, стр. 413, ср.: Просветитель, стр. 400 [18] См. ниже, стр. 400, ср.: Просветитель, стр. 352. [19] ГПБ, F.I.321, л. 42 об. [20] См. выше, стр. 135.

[21] Это послание «О летах» помещается также за 8-м, 9-м и 10-м «словами» в Ундольском изводе «Просветителя» (см. ниже, стр. 456). [22] Об этом памятнике см. статью В. М. Ундольского в «Архиве историко-юридических сведений изд. Н. Калачевым» (кн. I, СПб., 1860, отд. III, стр. 6), см. также выше, стр. 187—188.

Сказание от божественых писаний яко его же бог не повеле ведати, о сих не подобает пытати, и о глаголющих яко седмая тысяща лет прошла и пасхалиа скончялася, что святи и отцы сложили на 7000 лет, а втораго пришествия Христова нет, и святии деи отцы солъгали.

Иже сице глаголют, сии супротивная глаголют всему божественному писанию

Преже всего подобает ведати, како повелено есть нам от божестве ных писаний о бозе мудръствовати и что есть яеизглаголанное о нем и что изъглаголанно. Яко убо бог есть—вемы, а еже что есть существо божие — не вемы. Яко убо премудр есть — вемы, а еже колико есть премудр — не вемы. Яко велик есть — вемы, а еже что есть величество его — не вемы. Яко промышляет и объемлет и вся содержит — вемы, а еже како — не вемы.

И еже бог не повеле сих глаголати, немощно и не токмо нам, но и небесным силам. Что же есть дивно о бозе, яко не вемы его существа, «о убо и о творениих его не вемы, сиречь о ангелех и о небеси и о солънцы и луне и звездах и о земле и о мори и о воздусе и огни и прочих тварех? Даст нам от чясти разумети, а не все знати, есть же се яко от небытиа в бытие приведе и сотвори все видимое и невидимое словом скончеваемо и духом совершаемо, а еже како есть — не вемы и неведомых глаголати не можем.

Богу тако изволившу его неизреченными судбами рекшему: вышьших тебе не пытай и глубочяйших тебе не ищи. Таже и человека сотвори и даст разумети, яко есм человек одушевлен, самовластен, разумен; не вем же, како есм сотворен или какова есть в мне душа. Такоже и конец положи когождо человека неведома, даст же знамение: старость и немощь. Сице и всемирный конец и второе его пришествие никто же весть, даст же знамение: временем пременение и скорбем и бедам нахожение.