Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Мы сознаем, что совокупность затрагиваемых Старцем тем настолько многообразна, что требует отдельного исследования. --- 1 Кроме старца Иосифа Ватопедского, речь здесь идет о старцах Харалампии Дионисиатском (2001־־), Ефреме Катунакском (1998־) и Ефреме, бывшем игумене Филофейского монастыря (ныне игумен монастыря св.
Антония и основатель 18 монастырей в США). 2 Λόγοι Παρακλήσεως. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19841; 19983. 3 Διδαχές από τον Άθωνα. Ί. Μ.
Βατοπαιδίου, 19891; 19993. Αθωνικά Μηνύματα. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19993. 4 Βατοπαιδινές Κατηχήσεις. Ί. Μ.
Βατοπαιδίου, 19991. Рус. пер.: Ватопедские Оглашения. Беседы о монашеской жизни. Богородице-Сергиева Пустынь, 20041. 5 Συζητήσεις στον Άθωνα. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 20031. Рус. пер.: Афонские Беседы. Пер. М. А. Малюши-на. Санкт-Петербург, 20041.
6 Здесь первую очередь следует упомянуть книгу игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, которая состоит из статей и докладов, посвященных богословскому наследию старца Иосифа Исихаста: Άρχιμανδρίτου Έφραίμ. Αϊσθησις Ζωής Αθανάτου.
Όμιλίες γιά τόν Γέροντα Ιωσήφ τόν Ήσυχαστή (Ψυχωφελή Βατοπαιδινά 17). Ί. Μ.
Βατοπαιδίου, 20051. Опытное богословие старца Иосифа Несмотря на общий для всех христиан источник просвещения — Благодать Святого Духа, — пути каждого человека, идущего к Богу, носят личный и уникальный характер.
«Человек, идущий к Богу посредством покорности и послушания Ему, соединенных с правой верой, достигает встречи с Ним и постоянного пребывания в Нем. Вот что является и зовется богословием»1 , — так учил старец Иосиф Исихаст, и в этом звучало его жизненное завещание своим чадам. Бог, будучи необозримой глубиной премудрости и истины, соединяется со своим творением — человеком, охватывая все его существо.
Собственный опыт человека, пережившего непосредственное общение с Богом, запечатлевается в разуме как догматическая «непотаенность» (истина), которая становится пределом познания ума и источником его «незабывающего ведения» (άληστος γνώσις)2 . Именно на этой основе, на основе динамического опытного переживания истины, и строится Предание Церкви, в котором сформулированные догматы — истины веры — сочетаются с опытом не на уровне рефлексии, но в ипостасной жизненной реальности, т.е. на уровне личности святого.
Исходя из этого, становится очевидным экзистенциальный и опытный характер православного богословия. Жизненный путь каждого человека, идущего к Богу, с одной стороны уникален и соответствует его экзистенциальному переживанию истины, но, с другой стороны, он един в кафолическом измерении как опыт всего Тела Церкви. И если возникает ложный духовный опыт, который фальсифицирует и теоретическое учение об истине, то он вступает в резкое противоречие с опытом всей Церкви, выраженном в реальности приобщения к подлинной истине, то есть в святости.
Вот почему для нас так важно жизненное свидетельство тех людей, для которых личный путь покаяния и восхождения к Богу запечатлелся «незабывающим ведением», конституирующим словесное выражение их непосредственного переживания божественного присутствия. Их указания становятся для нас «тайноводством» на пути духовного преуспеяния и спасения в благоговейном подражании их жизни.
В нашем очерке, предваряющем настоящее издание, мы хотели бы отметить именно этот аспект. Если внимательно вчитываться в данные «Слова», можно легко заметить, что старец Иосиф со всей любовью и переживанием за своих собеседников пытается разными способами описать для них те духовные реальности, к которым он удостоился прикоснуться. Его слова похожи на «маяки», расставленные на пути тех, кто идет ему вслед, не зная наверняка точного маршрута.
Когда мы хотим описать дорогу, которую хорошо знаем, человеку, отправляющемуся по ней в путь в первый раз, мы рисуем ему разные схемы, объясняем особенности местности и климата, подробно указываем ему, где надо идти прямо, а где повернуть, где идти быстрее, а где можно остановиться и отдохнуть и т.д. И чем больше мы осознаем опасность пути, который предстоит пройти нашему собеседнику, чем больше мы переживаем за его конечный успех, тем подробнее и настоятельнее бывают наши разъяснения.
Точно так же обстоит дело и с беседами старца Иосифа. За его словами определенно просвечивает отеческая обеспокоенность за вечную участь своих духовных чад. Беседы Старца изобилуют конкретными указаниями и практическими советами, раскрывающими «маршрут» духовного пути; они все объединены непосредственной ясностью и простотой, которые обычно бывают свойственны людям, имеющим большой опыт.