Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Мы сознаем, что совокупность затраги­ваемых Старцем тем настолько многообразна, что требует отдельного исследования. --- 1 Кроме старца Иосифа Ватопедского, речь здесь идет о старцах Харалампии Дионисиатском (2001־־), Ефреме Катунакском (1998־) и Ефреме, бывшем игумене Филофейского монастыря (ныне игумен монастыря св.

Антония и основатель 18 монастырей в США). 2 Λόγοι Παρακλήσεως. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19841; 19983. 3 Διδαχές από τον Άθωνα. Ί. Μ.

Βατοπαιδίου, 19891; 19993. Αθωνικά Μηνύματα. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 19993. 4 Βατοπαιδινές Κατηχήσεις. Ί. Μ.

Βατοπαιδίου, 19991. Рус. пер.: Ватопедские Оглашения. Беседы о монашеской жизни. Богородице-Сергиева Пустынь, 20041. 5 Συζητήσεις στον Άθωνα. Ί. Μ. Βατοπαιδίου, 20031. Рус. пер.: Афонские Беседы. Пер. М. А. Малюши-на. Санкт-Петербург, 20041.

6 Здесь первую очередь следует упомянуть книгу игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефре­ма, которая состоит из статей и докладов, посвященных богословскому наследию старца Иосифа Исихаста: Άρχιμανδρίτου Έφραίμ. Αϊσθησις Ζωής Αθανάτου.

Όμιλίες γιά τόν Γέροντα Ιωσήφ τόν Ήσυχαστή (Ψυχωφελή Βατοπαιδινά 17). Ί. Μ.

Βατοπαιδίου, 20051.   Опытное богословие старца Иосифа Несмотря на общий для всех христиан источник просвещения — Благодать Святого Духа, — пути каждого человека, идущего к Богу, носят личный и уникальный характер.

«Че­ловек, идущий к Богу посредством покорности и послушания Ему, соединенных с правой верой, достигает встречи с Ним и постоянного пребывания в Нем. Вот что является и зовется богословием»1 , — так учил старец Иосиф Исихаст, и в этом звучало его жизненное завеща­ние своим чадам. Бог, будучи необозримой глубиной премудрости и истины, соединяется со своим творением — человеком, охватывая все его существо.

Собственный опыт человека, пережившего непосредственное общение с Богом, запечатлевается в разуме как догматиче­ская «непотаенность» (истина), которая становится пределом познания ума и источником его «незабывающего ведения» (άληστος γνώσις)2 . Именно на этой основе, на основе динамиче­ского опытного переживания истины, и строится Предание Церкви, в котором сформулиро­ванные догматы — истины веры — сочетаются с опытом не на уровне рефлексии, но в ипостасной жизненной реальности, т.е. на уровне личности святого.

Исходя из этого, становит­ся очевидным экзистенциальный и опытный характер православного богословия. Жизнен­ный путь каждого человека, идущего к Богу, с одной стороны уникален и соответствует его экзистенциальному переживанию истины, но, с другой стороны, он един в кафолическом из­мерении как опыт всего Тела Церкви. И если возникает ложный духовный опыт, который фальсифицирует и теоретическое учение об истине, то он вступает в резкое противоречие с опытом всей Церкви, выраженном в реальности приобщения к подлинной истине, то есть в святости.

Вот почему для нас так важно жизненное свидетельство тех людей, для которых личный путь покаяния и восхождения к Богу запечатлелся «незабывающим ведением», кон­ституирующим словесное выражение их непосредственного переживания божественного присутствия. Их указания становятся для нас «тайноводством» на пути духовного преуспея­ния и спасения в благоговейном подражании их жизни.

В нашем очерке, предваряющем настоящее издание, мы хотели бы отметить именно этот аспект. Если внимательно вчитываться в данные «Слова», можно легко заметить, что старец Иосиф со всей любовью и переживанием за своих собеседников пытается разными способами описать для них те духовные реальности, к которым он удостоился прикоснуться. Его слова похожи на «маяки», расставленные на пути тех, кто идет ему вслед, не зная навер­няка точного маршрута.

Когда мы хотим описать дорогу, которую хорошо знаем, человеку, отправляющемуся по ней в путь в первый раз, мы рисуем ему разные схемы, объясняем осо­бенности местности и климата, подробно указываем ему, где надо идти прямо, а где повер­нуть, где идти быстрее, а где можно остановиться и отдохнуть и т.д. И чем больше мы осоз­наем опасность пути, который предстоит пройти нашему собеседнику, чем больше мы пере­живаем за его конечный успех, тем подробнее и настоятельнее бывают наши разъяснения.

Точно так же обстоит дело и с беседами старца Иосифа. За его словами определенно просве­чивает отеческая обеспокоенность за вечную участь своих духовных чад. Беседы Старца изобилуют конкретными указаниями и практическими советами, раскрывающими «мар­шрут» духовного пути; они все объединены непосредственной ясностью и простотой, кото­рые обычно бывают свойственны людям, имеющим большой опыт.