Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Таким образом, мы видим, что пост подготавливает нас к очищению и просвещению; через просвещение мы научаемся верно устанавливать диагноз, то есть обретаем самопознание; верный диагноз своего состояния привлекает ревность; ревность ведет нас к противостоянию и борьбе; борьба увенчивается победой, а победа — Благодатью. Присутствие же в нас Благодати привлекает ангелов, так что они приходят и служат нам.
«Воздержанием страстей огнепальныя испепеливше зраки и движения, Христовы мученицы, прияша Благодать»[12] , — поется в одном из церковных песнопений, подтверждающих то, о чем мы говорили. Так возможно ли, чтобы кто-либо из нас не стремился всеми силами души к божественной Благодати, этой «брачной одежде», обручающей нас с Царством, дающей право беспрепятственного вступления в вечную жизнь?
Христос, наш Первообраз и Предводитель, идет впереди нас и намечает направление нашего пути. Последуем же Ему с верою! Аминь. ДУХОВНАЯ ВОЙНА Полезнее, наверное, было бы молчать, возлюбленные отцы и братия, чем прерывать то мирное расположение духа, которое возникло у всех нас после того, как за трапезой мы выслушали сегодняшнее чтение из Синаксаря.
Но так как этим чтением нам был дан повод кое-что одновременно пояснять в продолжение трапезы, то теперь мы опять с вами поговорим на ту же тему, поскольку предмет, о котором шла речь, занимает много места в нашей жизни. Чтение было посвящено чудесному видению старца игумена Космы[13] . Это довольно известный случай, оставивший след в нашей церковной истории.
Можно было бы остановиться на многих моментах этого повествования, но мы рассмотрим только два места. В первом дано описание — конечно же, в силу человеческих возможностей, как объяснял и сам препо-добнейший Старец, — тех сверхъестественных и неописуемых благ, которые Бог уготовал любящим Его. Нам будет достаточно слов апостола Павла, чтобы иметь представление об их непостижимых свойствах, потому что наши собственные силы и средства не способны дать нам возможность их вообразить и представить.
Он говорит, что эти блага око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Речь здесь идет о боголепных энергиях отеческой любви Божией, которые причисляют тех, иже прияша Его (Ин. 1, 12), к получившим усыновление, так что они становятся наследниками Бога и сонаследниками Сына Его (ср. Рим. 8, 17). Есть много других мест в Священном Писании, свидетельствующих о том, что полнота нашего жизненного предназначения осуществляется в беспредельности благодатного обожения, в котором находит свое завершение все божественное домостроительство.
Так не превышают ли все эти блага любую попытку их описания? В рассказе мы слышали описание будущей жизни. На основе этого указания мы устремляем свой ум и к другим истинам, каждый в меру своих сил, и исполняем тем самым слова аввы Исайи, побуждающие нас к духовной ревности: «Вспоминай о Царствии Небесном, и любовь к нему мало помалу увлечет тебя»[14] .
Второе место, на которое я хотел обратить ваше внимание, содержит описание лукавых духов вместе с их князем, которые жестоко и неустанно выдумывают способы нашей погибели. Последние слова князя бесовского, обращенные к преподобному Старцу, весьма характерны для его непрестанных злоумышлении против нас и, кроме этого, глубоко важны и поучительны: «Если ты теперь и избежал меня, то знай, что я не перестану возбуждать соблазны и искушения как в твоем монастыре, так и относительно тебя лично».
Таково было заявление Денницы избежавшему его сетей святому монаху. Через святоотеческое Предание нам довольно известно о дьявольских ухищрениях. Но и сейчас мы хорошо видим, в чем корень многообразного зла, которое день и ночь беспокоит нас, так что иногда вызывает даже наше бездействие в подвиге, чтобы не говорить о прискорбном отступлении. Существо и смысл нашего предназначения лежат в практической области христианской жизни.
Здесь проявляется и испытывается всякий — и либо выигрывает, либо пропадает. Здесь заключено то, о чем вы часто спрашиваете: откуда берутся и почему происходят с нами все эти изменения, превратности, непостоянство? Но это происходит по слову Господа нашего: Нужда есть приити соблазном (Мф. 18, 7), которое помогает нам осознать постоянство духовной войны.
Давайте глубже вникнем в эти слова, чтобы обнаружить те факторы, которые способствуют активности нападающих на нас соблазнов. Не вкусивший на опыте действия духовного закона спрашивает: «Что со мной происходит? Хотя я тот же, и никакое из моих намерений и решений не изменилось, не поменялись даже место и окружение, — откуда сейчас у меня появляются все эти противоположные ощущения и стойкое принуждение склониться к помыслам и делам, которые я осудил и прогнал от себя?
И далее: откуда во мне все эти волнения, внутренние разногласия и конфликты, возбуждения и вообще соблазны, которые каким-то непонятным и насильственным образом пытаются овладеть мною, несмотря на то, что не имеют для этого ни причины, ни оправдания, да и сами они никогда не могут устоять на месте?» Объясняя притчу о пшенице и плевелах, Господь наш говорит о враге человека, который сеет плевелы.
Вот и сегодня в рассказе, который мы слушали почти из уст самого святого Старца, лукавый дьявол признался, что это он и есть тот, кто сеет все плохое, и далее заявил, что будет продолжать ту же дьявольскую работу на протяжении всей нашей жизни. И Господь в притче, повелевая не вырывать раньше времени плевелы, а оставить их до жатвы, представляет нам ту же самую картину.
Есть и другие причины, которые, по мнению наших Отцов, вызывают наше непостоянство, но о них мы поговорим, возможно, в другой раз. Сейчас мы побеседуем лишь о дьявольском воздействии, потому что тема эта наиболее важна в нашем подвиге, так как это воздействие вселукаво, непрерывно и жестоко. Но хотя мы так говорим об этих дьявольских признаках, в действительности это не так, и это доказывается как Священным Писанием, так и писаниями Святых Отцов.