Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Такое установление не было изобретением человеческого са­мовластия, как множество других систем власти, созданных человеческим эгоизмом, но было следствием божественного совета, чтобы Сам Бог через представляющее Его священство и священные институты мог вступать в общение и союз со Своим творением. По причине несовершенства человеческой природы, ограниченной после падения уз­кими пределами конечного бытия с его тленностью и смертью, человек не может без откро­вения от Бога различить и познать истину, познать, откуда он и куда идет, кто его Создатель и каково его предназначение в жизни.

Он потерял непосредственную связь с Благодатью Бо-жией, потерял свет истинного познания, содействие Бога, и поэтому уклонился во мрак за­блуждения, став слепым, несчастным, потерянным и осужденным. Здесь-то как раз и обрета­ет свой смысл священство, потому что священник есть именно то средство, которое благость Божия пожелала использовать для восстановления связи с падшим человеком.

Через него, как через «помазанника Божия» (что означает избранный, поставленный от Господа), ослеп­шее человечество, пропавшее в лабиринте заблуждений и неведения, смогло услышать сло­ва: «Сия глаголет Господь!» Таким образом, священник представляет доброго посредника для возвращения Благодати Божией, общения с Богом, участия Бога в жизни людей, и тако­вым положение священника оставалось во все периоды дохристианской я христианской эры.

Очевидно, что значение священства и его дела велико. Поэтому Господь всегда прояв­лял о священниках Свою особую заботу и требовал от народа послушания и уважения к ним. Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104, 15), пове­левает Господь; и в другом месте: Князю людий твоих да не речеши зла (Деян. 23, 5). Из это­го следует вывод, что священник — самое почтенное, самое священное, самое уважаемое и вообще наиболее заслуживающее доверия лицо, через которого Бог открывает Свои советы и передает всего Себя и все свои дарования человеку и творению.

Это избрание и предпочтение Богом священника в качестве Своего избранного служи­теля не есть нечто механическое, обязывающее его к невольному и необходимому служе­нию. Поэтому и со стороны священника требуется равноценный отклик. И действительно, не будет преувеличением сказать, что человечество в свою очередь с благодарностью от­кликнулось на призыв своего Творца и на протяжении веков являло перед Ним в виде обла­дателей дара священства величайших представителей человечества, самых чистых и непо­рочных из них, которые с самоотречением и послушанием исполняли свое великое служе­ние.

И до сих пор по Благодати Божией они продолжают служить этому сверхприродному божественному союзу Творца с творением, Создателя со Своими созданиями. Отличитель­ным признаком этих личностей было богопочитание, горячая ревность о воле Божией и не­утомимая энергия и желание учить, направлять и духовно укреплять народ Божий. Они были чистыми и святыми сосудами Благодати Божией, «благоприемными» и вместительными вос­приемниками божественного просвещения, которое передавали народу, ходяще беспорочно во всех путях Господних (ср. Лк. 1, 6).

Прежде чем продолжить, я хотел бы отметить, что не только особо избранные от Бога пророки и священники имели обязанность приносить жертвы и благословения и являть волю Божию, но и всякая благочестивая душа в свою очередь, когда она испытывала действие Благодати Божией, должна была понуждать себя к богопочитанию и духовному служению. Иными словами, кроме специального священного установления «помазанников Божиих», иереев, существует и всеобщее священство, которое принадлежит всему народу Божию, ко­торый Священное Писание называет царское священство (Исх. 19, 6; Откр. 1, 6; 5, 10).

И правда, кем был первый праведник и первый мученик Авель, как не священник и жертва одновременно, принесший Богу непорочную и чистую жертву, за которую и сам был прине­сен в жертву и убит? Кем был праведный Енох, как не священником, чья проповедь была угодна Богу, так что он был взят живым на Небо, чтобы, согласно с одним из преданий, при­дти и свидетельствовать в последние времена великого испытания Церкви, когда вера совсем иссякнет?

Но и Мельхиседек, ставший, согласно Павлу, прообразом Христа (Евр. 7, 3), кото­рый благословил Авраама и семя его, то есть других патриархов, также называется в Свя­щенном Писании священник Бога Вышняго (Быт. 14, 18). И все это было гораздо раньше, чем установление Моисеем особого священства «помазанных Божиих». В историческом плане мы можем разделить священническое служение на три периода.

Первый период начинается с первозданного Адама и первоумершего Авеля, продолжается с Сифом, Енохом, Ноем и Авраамом, которые больше других приносили жертвы Богу, и за­канчивается преемниками Авраама вплоть до Моисея. Они, и особенно Авраам, сподобились обетовании и богоявлений. Второй период есть период собственно священства по моисеево-му законодательству, который начинается с великого пророка Моисея и завершается време­нем Христа и созданием христианской Церкви.

В этот период священство «помазанных Гос­подних» находилось на большей высоте, воля Божия открывалась более часто и через свя­щенников давались прямые и богодухновенные указания о религиозной и общественной жизни людей того времени. Тогда в явлении Купины Неопалимой Бог открыл человеку Са­мого Себя; позже на горе Синай, лицом к лицу беседуя с человеком, Бог открыл ему тайну творения мира, дал ему Закон и утвердил в народе особый класс священников, подробно оп­ределив и все детали обрядовой стороны богослужения, которое должны были совершать священники от лица народа.

Бог придал такое значение священству, что отделил для этой цели целое колено израильского народа. То, что следует здесь подчеркнуть, это неизмен­ность воли Божией в том, чтобы Его представителями были Его «помазанники», то есть свя­щенники. И, наконец, третий и главный период священства — это христианская эпоха. Мы назы­ваем его «главным» периодом, потому что священство дохристианского мира лишь преды-зображало и предвозвещало его.

Священники Ветхого Завета были никем иным как «знака­ми» и «образами» действительного, единственного в абсолютном смысле священника Хри­ста, единого истинного Посредника между Богом и людьми (см. 1 Тим. 2, 5). Воплощенный Бог Слово был на земле по преимуществу «Помазанником Господним» (см. Лк. 4,18; Деян. 4, 26-27; 10, 38), подлинным Священником, Который, объединив в Своем Лице священнодей-ствователя и жертву, принес Самого Себя Богу Отцу как жертву за жизнь мира (см. Ин. 6, 51).

Эту Жертву, единственную истинную и спасительную, предызображали многообразные жертвы дохристианского времени, которые поэтому, после принесения основной Жертвы, были упразднены, как было упразднено и само подзаконное священство Ветхого Завета. Так Христос, став Архиереем, Своею кровию вниде единою во Святая, вечное искупле­ние обретый (Евр. 9, 12).