Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Такое установление не было изобретением человеческого самовластия, как множество других систем власти, созданных человеческим эгоизмом, но было следствием божественного совета, чтобы Сам Бог через представляющее Его священство и священные институты мог вступать в общение и союз со Своим творением. По причине несовершенства человеческой природы, ограниченной после падения узкими пределами конечного бытия с его тленностью и смертью, человек не может без откровения от Бога различить и познать истину, познать, откуда он и куда идет, кто его Создатель и каково его предназначение в жизни.
Он потерял непосредственную связь с Благодатью Бо-жией, потерял свет истинного познания, содействие Бога, и поэтому уклонился во мрак заблуждения, став слепым, несчастным, потерянным и осужденным. Здесь-то как раз и обретает свой смысл священство, потому что священник есть именно то средство, которое благость Божия пожелала использовать для восстановления связи с падшим человеком.
Через него, как через «помазанника Божия» (что означает избранный, поставленный от Господа), ослепшее человечество, пропавшее в лабиринте заблуждений и неведения, смогло услышать слова: «Сия глаголет Господь!» Таким образом, священник представляет доброго посредника для возвращения Благодати Божией, общения с Богом, участия Бога в жизни людей, и таковым положение священника оставалось во все периоды дохристианской я христианской эры.
Очевидно, что значение священства и его дела велико. Поэтому Господь всегда проявлял о священниках Свою особую заботу и требовал от народа послушания и уважения к ним. Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104, 15), повелевает Господь; и в другом месте: Князю людий твоих да не речеши зла (Деян. 23, 5). Из этого следует вывод, что священник — самое почтенное, самое священное, самое уважаемое и вообще наиболее заслуживающее доверия лицо, через которого Бог открывает Свои советы и передает всего Себя и все свои дарования человеку и творению.
Это избрание и предпочтение Богом священника в качестве Своего избранного служителя не есть нечто механическое, обязывающее его к невольному и необходимому служению. Поэтому и со стороны священника требуется равноценный отклик. И действительно, не будет преувеличением сказать, что человечество в свою очередь с благодарностью откликнулось на призыв своего Творца и на протяжении веков являло перед Ним в виде обладателей дара священства величайших представителей человечества, самых чистых и непорочных из них, которые с самоотречением и послушанием исполняли свое великое служение.
И до сих пор по Благодати Божией они продолжают служить этому сверхприродному божественному союзу Творца с творением, Создателя со Своими созданиями. Отличительным признаком этих личностей было богопочитание, горячая ревность о воле Божией и неутомимая энергия и желание учить, направлять и духовно укреплять народ Божий. Они были чистыми и святыми сосудами Благодати Божией, «благоприемными» и вместительными восприемниками божественного просвещения, которое передавали народу, ходяще беспорочно во всех путях Господних (ср. Лк. 1, 6).
Прежде чем продолжить, я хотел бы отметить, что не только особо избранные от Бога пророки и священники имели обязанность приносить жертвы и благословения и являть волю Божию, но и всякая благочестивая душа в свою очередь, когда она испытывала действие Благодати Божией, должна была понуждать себя к богопочитанию и духовному служению. Иными словами, кроме специального священного установления «помазанников Божиих», иереев, существует и всеобщее священство, которое принадлежит всему народу Божию, который Священное Писание называет царское священство (Исх. 19, 6; Откр. 1, 6; 5, 10).
И правда, кем был первый праведник и первый мученик Авель, как не священник и жертва одновременно, принесший Богу непорочную и чистую жертву, за которую и сам был принесен в жертву и убит? Кем был праведный Енох, как не священником, чья проповедь была угодна Богу, так что он был взят живым на Небо, чтобы, согласно с одним из преданий, придти и свидетельствовать в последние времена великого испытания Церкви, когда вера совсем иссякнет?
Но и Мельхиседек, ставший, согласно Павлу, прообразом Христа (Евр. 7, 3), который благословил Авраама и семя его, то есть других патриархов, также называется в Священном Писании священник Бога Вышняго (Быт. 14, 18). И все это было гораздо раньше, чем установление Моисеем особого священства «помазанных Божиих». В историческом плане мы можем разделить священническое служение на три периода.
Первый период начинается с первозданного Адама и первоумершего Авеля, продолжается с Сифом, Енохом, Ноем и Авраамом, которые больше других приносили жертвы Богу, и заканчивается преемниками Авраама вплоть до Моисея. Они, и особенно Авраам, сподобились обетовании и богоявлений. Второй период есть период собственно священства по моисеево-му законодательству, который начинается с великого пророка Моисея и завершается временем Христа и созданием христианской Церкви.
В этот период священство «помазанных Господних» находилось на большей высоте, воля Божия открывалась более часто и через священников давались прямые и богодухновенные указания о религиозной и общественной жизни людей того времени. Тогда в явлении Купины Неопалимой Бог открыл человеку Самого Себя; позже на горе Синай, лицом к лицу беседуя с человеком, Бог открыл ему тайну творения мира, дал ему Закон и утвердил в народе особый класс священников, подробно определив и все детали обрядовой стороны богослужения, которое должны были совершать священники от лица народа.
Бог придал такое значение священству, что отделил для этой цели целое колено израильского народа. То, что следует здесь подчеркнуть, это неизменность воли Божией в том, чтобы Его представителями были Его «помазанники», то есть священники. И, наконец, третий и главный период священства — это христианская эпоха. Мы называем его «главным» периодом, потому что священство дохристианского мира лишь преды-зображало и предвозвещало его.
Священники Ветхого Завета были никем иным как «знаками» и «образами» действительного, единственного в абсолютном смысле священника Христа, единого истинного Посредника между Богом и людьми (см. 1 Тим. 2, 5). Воплощенный Бог Слово был на земле по преимуществу «Помазанником Господним» (см. Лк. 4,18; Деян. 4, 26-27; 10, 38), подлинным Священником, Который, объединив в Своем Лице священнодей-ствователя и жертву, принес Самого Себя Богу Отцу как жертву за жизнь мира (см. Ин. 6, 51).
Эту Жертву, единственную истинную и спасительную, предызображали многообразные жертвы дохристианского времени, которые поэтому, после принесения основной Жертвы, были упразднены, как было упразднено и само подзаконное священство Ветхого Завета. Так Христос, став Архиереем, Своею кровию вниде единою во Святая, вечное искупление обретый (Евр. 9, 12).