Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
И правда, кем был первый праведник и первый мученик Авель, как не священник и жертва одновременно, принесший Богу непорочную и чистую жертву, за которую и сам был принесен в жертву и убит? Кем был праведный Енох, как не священником, чья проповедь была угодна Богу, так что он был взят живым на Небо, чтобы, согласно с одним из преданий, придти и свидетельствовать в последние времена великого испытания Церкви, когда вера совсем иссякнет?
Но и Мельхиседек, ставший, согласно Павлу, прообразом Христа (Евр. 7, 3), который благословил Авраама и семя его, то есть других патриархов, также называется в Священном Писании священник Бога Вышняго (Быт. 14, 18). И все это было гораздо раньше, чем установление Моисеем особого священства «помазанных Божиих». В историческом плане мы можем разделить священническое служение на три периода.
Первый период начинается с первозданного Адама и первоумершего Авеля, продолжается с Сифом, Енохом, Ноем и Авраамом, которые больше других приносили жертвы Богу, и заканчивается преемниками Авраама вплоть до Моисея. Они, и особенно Авраам, сподобились обетовании и богоявлений. Второй период есть период собственно священства по моисеево-му законодательству, который начинается с великого пророка Моисея и завершается временем Христа и созданием христианской Церкви.
В этот период священство «помазанных Господних» находилось на большей высоте, воля Божия открывалась более часто и через священников давались прямые и богодухновенные указания о религиозной и общественной жизни людей того времени. Тогда в явлении Купины Неопалимой Бог открыл человеку Самого Себя; позже на горе Синай, лицом к лицу беседуя с человеком, Бог открыл ему тайну творения мира, дал ему Закон и утвердил в народе особый класс священников, подробно определив и все детали обрядовой стороны богослужения, которое должны были совершать священники от лица народа.
Бог придал такое значение священству, что отделил для этой цели целое колено израильского народа. То, что следует здесь подчеркнуть, это неизменность воли Божией в том, чтобы Его представителями были Его «помазанники», то есть священники. И, наконец, третий и главный период священства — это христианская эпоха. Мы называем его «главным» периодом, потому что священство дохристианского мира лишь преды-зображало и предвозвещало его.
Священники Ветхого Завета были никем иным как «знаками» и «образами» действительного, единственного в абсолютном смысле священника Христа, единого истинного Посредника между Богом и людьми (см. 1 Тим. 2, 5). Воплощенный Бог Слово был на земле по преимуществу «Помазанником Господним» (см. Лк. 4,18; Деян. 4, 26-27; 10, 38), подлинным Священником, Который, объединив в Своем Лице священнодей-ствователя и жертву, принес Самого Себя Богу Отцу как жертву за жизнь мира (см. Ин. 6, 51).
Эту Жертву, единственную истинную и спасительную, предызображали многообразные жертвы дохристианского времени, которые поэтому, после принесения основной Жертвы, были упразднены, как было упразднено и само подзаконное священство Ветхого Завета. Так Христос, став Архиереем, Своею кровию вниде единою во Святая, вечное искупление обретый (Евр. 9, 12).
Таков бо нам подобаше Архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и выше Небес бывый (Евр. 7, 26). Таковыми должны быть и иереи Церкви, которые участвуют в архиерействе Христа. Избрание Архиереем-Христом апостолов, получивших дар Святого Духа в день Пятидесятницы, и назначение христианского священства их преемниками, свидетельствует о не изменности воли Бога руководить и освящать Свой народ через Своих священников.
Поэтому священство — не просто какая-то профессия, но величайшая честь, когда-либо оказанная человеку, высшее достоинство, которое когда-либо было даровано тварным существам. Через священство все смертное и ограниченное преобразуется в сущее, которое «превыше естества», превосходит пределы своей природы и становится между Небом и землей, примиряя во Христе людей с Богом, тварь с ее Творцом.
Какая честь или какой титул могут еще сравниться с божественным священническим служением после того, как священник земное возводит к небесному и небесное низводит на землю, служа Божию плану спасения? Через священника Бог совершает таинства, через него, будучи Неописуемым и «Недомыслимым», дается Своему творению, через него обновляет и освящает природу всего существующего.
Отец, — говорит Священное Писание, — суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22). Сын же эту совершенную власть доверил, согласно св. Иоанну Златоусту, Своим священникам, чтобы они как единственные судьи разрешали и связывали на земле то, над чем имеет власть только Небо[24] . Это краткое описание величия священнического служения зовет нас сейчас естественным образом к тому, чтобы мы вместе с апостолом Петром сказали продолжателям этого святого служения: Кацем подобает быти вам во святых пребываниих и благочестиих, (2 Пет. 3, 11), да служение беспорочно будет (2 Кор. 6, 2).
Есть много заповедей и завещаний нашего Спасителя, но те из них, которые непосредственно касаются совершенства жития и святости, относятся в первую очередь к священству и его установлениям. Как служители тайн Божиих, как «управители» божественной Благодати священники не могут не быть духовными личностями, людьми, облеченными в Господа нашего Иисуса Христа.
Все, что качественным образом характеризует нашу природу со стороны ее достоинства, разумности, благонравия, справедливости, возвышенности, не должно быть чуждо священнику. Апостол Павел, объясняя своему ученику Титу, какими качествами должен обладать священник, говорит: Подобает епископу без порока быти, якоже Божию строителю; не себе угождающу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну, но благо-любцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну... (Тит. 1, 7-8).
И вообще все, что, по Благодати Божией, дано нашей природе, то есть все духовное, высокое, святое, совершенное и, прежде всего, само обожение по причастию к Божеству — все это составляет главное достояние священника. С принятием священной степени человек перестает быть простым человеком, который отвечает и дает отчет только за себя. Он — представитель Бога, продолжающий дело спасения мира, как то предначертал Спаситель наш Иисус Христос.