Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Когда наши члены и чувства прекратят подчиняться греху, а ум и сердце просветятся и обратятся к послушанию Христову, тогда мы станем свободными от плена закона нетления, в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 21), сделаемся духовными, и как таковые будем способны услышать, подобно Петру: Паси овцы Моя и паси агнцы Моя (Ин. 21, 15-17). Все это относится ко всем верующим, но в первую очередь к священникам и монахам.

Для нас, носящих рясы, то есть называющих себя духовными, это должно стать постоянной заботой, потому что духовность — не тема добровольного выбора. Это наш главный и необ­ходимый долг, и без него мы не имеем другой разумной причины к существованию. Слова шедше, научите вся языки предполагают наличие некой духовной силы, которая нас делает способными внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, то есть отнять его трофей (Мф. 12, 29).

Ведь что такое грешники, как не трофей дьявола, который подчинил их своей воле? Таким образом, Господь нам заповедал похитить у дьявола эти трофеи, чтобы ввести их в Царство возлюбленного Сына Божия (см. Кол. 1, 13). Каковыми чистыми и святыми долж­ны мы быть, чтобы исполнить эту миссию! Не будем забывать, что, согласно святым Отцам, чтобы просвещать, надо прежде просветиться самому; что надо очиститься прежде — и то­гда очищать.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ СЛОВА НА ПРАЗДНИКИ «БОГ ЯВИСЯ ВО ПЛОТИ» Возлюбленные во Христе мои братия, поистине велико и страшно таинство воплоще­ния Сына и Слова Божия, таинство неописуемое в его величии и необъяснимое в его духов­ной глубине. Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Сегодня исполняются молитвы о нашем спасении и воссоздании всех от века пророков и праведников.

Сегодня завершается смотрение исполнения времен (Еф. 1, 10) и является выкуп, разрешающий наше пленение. Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14), и мы Его видехом очима нашима, и руки наша осязаша Его (1 Ин. 1, 1). Тайна сокровенная от век и от родов... иже есть Христос в нас, упование славы (ср. Кол. 1, 26-27) является ныне через божественное воплощение и распространяет обильный свет на предвечные советы Бога на­шего.

Сокрытое от века и неведомое ангелам таинство теперь открывается, и два прежде раз­деленных мира, ангельский и человеческий, соединяются и приносят Богу совместное славо­словие. Древняя мимоидоша, се, быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Поэтому наша Церковь так ра­достно и поет: «Новыми вместо ветхих, вместо тленных нетленными»[26] сделало нас снисхождение и сошествие Спасителя нашего Бога. Сегодня Иже во образе Божии Сый...

Себе умалил, зрак раба приим, в подобии челове-честем быв (Флп. 2, 6-7). Вот что об этом говорит великий светильник нашей Церкви святи­тель Иоанн Златоуст: «Человеком стал Бог, и богом человек...[27] Вышний сошел вниз по домо­строительству, нижний же возвысился по человеколюбию [Вышнего]; Бог пришел на землю, а человек взошел на Небо»[28] , так что все объединилось в смешении: единым стал род Бога и человеков.

Поэтому справедливо апостол Павел восклицает: Егоже (Бога) есмы и род (Деян. 17, 28). Обратимся снова к святому апостолу Павлу, чтобы более определенно услышать боже­ственные тайны, сокрытые в советах Божиих: Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновле-ние восприимем (Гал. 4, 4-5).

Вот доказательство Божьего человеколюбия. «Приидите, возра­дуемся Господеви, настоящую тайну сказующе»[29] . Христос в нас, упование славы (Кол. 1, 27). В нас Христос — и никто другой. Христос в нас — и дьявол удален от нас. Христос с нами — и никто не может быть против нас. Христос рядом с нами — и мы через Него бу­дем рядом с Отцом. Христос в нас — и мы уже не принадлежим себе.

Христос с нами и мы с Ним в славе Его, как Он об этом просил за нас Отца. И исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в Дусе, показася ангелом, проповедан бысть во языцех, веровася в мире, вознесеся во славе (1 Тим. 3, 16). В приведенном нами стихе, или лучше гимне, христоносного Павла к Тимофею описы­вается все значение божественного откровения, все таинство нашей веры, весь образ любви Божией к человеку и весь смысл сотворения мира, потому что всяческая в Нем состоятся (Кол. 1, 17).

Человеколюбивая забота Бога о мире, Его Промысл о спасении человека и во­обще все божественное откровение — все это содержится и является в исполнении велией благочестия тайны, воплощения Бога Слова. Явление Христа в нашей истории и жизни, говорит один из церковных богословов, ис­толковывавших святого Максима, есть и в правду исключительное, ни с чем не сравнимое и неповторимое событие, решающее для всего существования и жизни мира и человека в на­стоящее время и в вечности.

Само Слово, воплотившись и став исторической личностью, де­лается мистическим центром всех живых существ и всего творения. И еще кто-то другой го­ворит, что через явление Христа в пространстве и во времени мир и человек приобретают в Нем разумность и смысл, спасение и вечное блаженство. Однако давайте взглянем и на событие падения человека, которое стало прямой причи­ной снисхождения Божественного Слова.

Бог знал о падении человека еще прежде, чем соз­дал его, однако не лишил свободы, чтобы не умалить его свойств как разумного существа, сотворенного по образу Божию: Нераскаянна бо дарования Божия (Рим. 11, 29). Но будучи беспредельным в Своей любви и премудрости, Бог не оставил в тщете Своего вечного благо­воления даровать человеку уготованные ему блага и поэтому заранее задумал Свое «челове­колюбивое домостроительство» о спасении.

Свобода человеческой личности была от начала включена в идею создания и, следовательно, грехопадение не оказалось «странным» и «не­ожиданным» для Бога. Более того, согласно св. Иоанну Дамаскину, Господь не пожелал, чтобы человеческий грех и дьявольское лукавство превзошли Его божественную благость, и поэтому позаботился о предельном проявлении Своей любви.