Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Отсюда становится очевидным, что падению человека предшествовало предведение Бога и что Им было предуготовано божественное домостроительство о его спасении. Таким образом, человеческая свобода не смогла разрушить замысла Божия, потому что оказалась странным образом заключенной в объятиях другой, широчайшей действительности — божественного замысла о спасении и обожении мира через воплощение Слова.
Дракон и древний змей похитил и привел в негодность образ Божий, человека. Но воля и любовь Божия управила все это таким образом, что Сам Бог стал человеком, чтобы вернуть ставший непригодным образ к его первообразной красоте. Вот и соответствующее этому замыслу таинство: Тот, через Кого все произошло, Бог Слово и Сын Отчий, становится Сыном Человеческим и, восприняв нашу природу, остается навсегда «сугуб естеством, но не ипостасию»[30] .
Любовь Божия, проявленная через воплощение Бога Слова, — событие не случайное и немаловажное, потому что Слово Воплощенное для нас есть средоточие жизни и смысл нашего пребывания в вечности. Согласно святым Афанасию и Максиму, Христос делается центром нашей истории, праистории и метаистории. «Господь наш Иисус Христос есть начало, середина и конец всех веков, прошедших и настоящих и грядущих» .
Как Бог Слово, Единый от Лиц Святой Троицы, Христос принял всю человеческую природу в Свою Божественную Ипостась и стал началом и концом всех путей, ведущих к Богу, а через Свое обожествленное человечество Он явил Себя «начатком» нового творения (см. 1 Кор. 15, 23). Вполне ясно, что божественное домостроительство, реализованное через воплощение Слова, представляет величайшую и глубочайшую тайну, если не считать еще одной тайной творение мира.
Это великое событие не может выглядеть как простое посещение Богом нашего мира с целью вернуть человечество, неким механическим способом, на прежнее место; оно является осуществлением необъяснимых «советов» Божией мудрости и любви о падшем творении. Советы эти состоят в том, чтобы воссоздать и, так сказать, экзистенциально утвердить это творение, то есть людей, в качестве сынов Небесного Отца и соучастников божественной Жизни через их сущностное единение со Христом, Воплощенным Словом.
Вот что так поразило Павла, когда он воскликнул: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! (Рим. 11, 33) Господь наш Иисус Христос, став Великого Совета Ангелом, сверх всего остального, чему Он нас научил, проповедал нам об Отце. Он причислил нас к Своим со-телесникам и сонаследникам и сделал с Собой единым телом и членами, а Сам стал нашей главой. Чего нам еще не хватает?
Бога зовем со дерзновением Отцом, наученные Христом. Послушаем, каким образом Он делает нас родными Себе: Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Ин. 20, 17); и, молясь, снова говорит: Да любовь, еюже еси Мене возлюбил, в них будет и Аз в них (Ин. 17, 26). Вот какова реальность божественного родства, в котором мы стали причастницами божественного естества (2 Пет. 1, 4).
Размышляя обо всех этих чудесных --- 2 Прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22. TLG 2892/001. Рус: Творения, кн. II, с. 76. благодеяниях Бога, кто-нибудь может спросить сам себя: И к сим кто доволен?[31] (2 Кор. 2, 16)
Несмотря на это, ниспослание таковых дарований Богом имеет второстепенное значение в сравнении с тем фактом, что Он, еще прежде этих даров, отдал за нас Своего Единородного Сына. Вот как об этом говорит св. Иоанн Златоуст: «Великие дарованы блага, но они становятся гораздо многоценнее вследствие того, что дарованы через Христа, потому что к нам, рабам, Бог послал не кого-нибудь из рабов, но самого Единородного».
И снова: «Но не то удивительно, что Он отдал Сына, а то, что таким именно образом, так что Возлюбленный был заклан... Ничто так не велико, как пролитие Богом крови за нас»[32] . Поистине, то, что Бог Своего Сына не пощаде (Рим. 8, 32), несравнимо превосходит и усыновление, и прочие дарования. При таких обстоятельствах не остается сомнений, что воплощение Бога Слова гораздо более великое и ценное событие, нежели творение мира, и Новый Завет, по словам великого Златоуста, есть иное творение, которое ценнее прежнего: от первого мы могли жить, от второго у нас есть преимущество добродетельно жить[33] .
При первом творении человек был создан последним из всех живых существ; во втором творении, то есть через воссоздание человека во Христе, происходит обратное. «Новый» человек воссоздается и обновляется первым из всех творений, которые еще ожидают освобождения от рабства и тления. Первое творение совершилось ради Адама; второе, новое творение, совершилось во Христе ради человека, чтобы как в Том живет всяко исполнение Божества телесне[34] (Кол. 2, 9)
, так и мы в Нем стали полноценными, достигнув в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13), и обогатились во всяко исполнение Божие (Еф. 3, 19). Вот избыток Благодати и дар Божий (ср. Рим. 5, 17)! Истолковывая, что значит этот избыток богатства Благодати, св. Иоанн Златоуст говорит: «Мы получили от Благодати не столько, сколько нам было нужно лишь для упразднения греха, но гораздо больше.
Ведь мы и от наказания избавились, и всяческого зла совлеклись, и родились свыше, и воскресли, предав при этом погребению ветхого человека, и были искуплены, и освятились, и к усыновлению вознеслись, и оправдание получили, и стали братьями Единородному, Его сонаследниками и сотелесными с Ним, входим в состав Его Тела и, как тело с главой, соединяемся с Ним.
Все это Павел назвал преизбытком Благодати, показав, что мы не только приняли лекарство, равносильное полученной ране, но приобрели и здравие, и благообразие, и честь, и славу и достоинства, намного превышающие нашу природу»[35] . Но преизбыток Благодати распространяется и далее всего этого, потому что во Христе и через Христа уясняется цель всего тварного бытия, включая ангелов, поскольку и через них открывается сокровенная во Христе тайна Бога и Его многообразная премудрость; и цель эта состоит в соединении всего под главою Христом, яже на Небесех и яже на земли в Нем (ср. Еф. 1, 10).