Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

, находится ныне среди нас и совершает наше спасение; Тот, Кто приго­товил трапезу, исходит теперь на улицы и переулки, чтобы созвать к Себе всех, не желая ни­кого оставлять снаружи (см. Лк. 14, 21). Добрый Пастырь присутствует лично, чтобы найти и подъять на Свои плечи заблудшего человека. Как верный друг, Он приходит, чтобы отдать Свою жизнь в жертву за Своих друзей.

Как господин дома посещает своих домашних, как врач навещает больных, так и Творец и Создатель мира приходит к Своему униженному и угнетенному творению, чтобы воссоздать его заново. Господин и Владыка спускается к тем, кто находится в узах и темнице адовой, чтобы отдать выкуп за их долги и «истребить рукописание» с их грехами (ср. Кол. 2, 14).

Будучи Подателем жизни, Он идет, чтобы даро­вать всем нам жизнь и свободу. Божественный Предтеча, увидев, что Он направляется к нему, сказал народу: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира... И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий (Ин. 1: 29, 34). Сегодня мы встречаем на Иордане нашего Искупителя не как Младенца, а как совер­шенного Мужа.

Сегодня мы получаем известие о Нем не от ангелов, которые воспевали Его в рождественскую ночь, и не от пастухов, которые свидетельствовали о Нем, и не от волхвов, которые Ему поклонились. Сегодня мы познаем Его не в качестве преследуемого Иродом и бегущего в Египет. Сегодня, напротив, мы видим, что Он присутствует на Иордане как со­вершенный человек, о Котором свидетельствует Отец, и свидетельство это подтверждает Святой Дух.

Сегодня упраздняются любые сомнения о Боге. Таинство Святой Троицы, быв­шее со времени творения мира сокрытым во мраке и символически упоминавшееся только --- 2 Великий Прокимен, глас 7.   в тенях и гаданиях, ныне становится явным и утверждается в качестве правой истины о Боге.

Сегодня истинный Бог, Творец и Господь всяческих, открывается чувственно воспринимае­мым образом. Отец свидетельствует с Неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже бла-говолих (Мф. 3, 17). На Самого Сына собственноручно указывает Предтеча: Се, Агнец Бо­жий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). А Всесвятой Дух, телесным образом, яко голубь (Лк. 3, 22)

снисходит и пребывает на Нем, чтобы никто не подумал, что голос с Неба относится к другому. Воистину, «Троицы явление во Иордане бысть», согласно божественному песно-творцу[44] . Пророк, предвидя явление этого великого таинства, писал: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3); и другой пророк: Страно Завулоня и земле Неффа-лимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея языков.

Людие ходя-щии во тме видеша свет велий; живущии во стране и сени смертней, свет воссияет на вы (Ис. 9, 1-2). Сегодняшним днем прекращается и проходит тень и буква Закона и наступает период Благодати, который символизирует нашу Церковь. Иоанн Предтеча, который, по свидетель­ству Господа нашего, был «большим всех пророков» (ср. Лк. 7, 28), завершив свое пророче­ское предназначение указанием на веками ожидавшегося Спасителя и Искупителя, тотчас же, как первый апостол, начинает новый период Благодати и приступает к первому из та­инств, Крещению. Господь, желая исполнити всяку правду (Мф. 3, 15)

, Сам подходит к Про­поведнику покаяния и принимает Крещение, «очищений же яко Бог не требуя»[45] , чтобы пре­дать погребению в водах Иорданских грехи всего мира. Своим явлением на Иордане Господь наш свидетельствовал о наступлении полноты времен, когда Он, как новый Ной, должен был спасти в мысленном Ковчеге — то есть в Церкви — человеческую природу от всемирного потопа греховности.

Обличая тайное при­сутствие в грехе дьявола, который через грех воздействует на человека, Господь одновре­менно открывает и величайшую истину веры в откровении Святой Троицы, передает нам первое и основное таинство новой Благодати, таинство Крещения, и, поднимаясь из воды, «совозвышает» и нас с Собою, да горняя мудрствуим, а не земная (ср. Кол. 3, 2).

Однако на этом Искупитель не завершил еще дела нашего спасения, но, согласно Еван­гелисту, возведен бысть Духом в пустыню искуситися от диавола, и постился там дний че-тыредесять и нощий четыредесять (Мф. 4, 1-2). Исполнив на Иордане Свой спасительный замысел и даровав нам через таинство Крещения вступление в жизнь и обручение Благодати, Господь тотчас же возводит нас ко второму этапу духовного жительства.

Через веру мы по­знали Бога и свою связь с Ним; познали также причины и качества Его Промысла. За этим естественным образом должно было последовать практическое осуществление Его воли, ко­торая запечатлена в заповедях Божиих и направлена на очищение нашей испорченной при­роды от страстей и хаоса, вызванных развращением, последовавшим за нашим падением.

К этому как раз подходят и слова пророка Давида: За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16, 4). Христос, пожелав передать нам опыт этой практической жизни, изводит нас в пустыню. Ветхий человек со своими страстьми и похотьми, закон греховный, владеющая нашими чле­нами сила зла, которая после стольких поводов и причин отвердела в нас и превратилась в привычку, власть дьявола, которую он получил над грешниками, — все это требовало ле­чения практическим способом, которым человек по Благодати Божией мог бы освободиться от зла.

Постився дний четыредесять и нощий четыредесять. Почему так? «Снедию изведе из Рая враг Адама»[46] . Поэтому-то постом наш Искупитель начинает наше возвращение об­ратно. Откуда возникло падение, оттуда и начинается лечение. Господь приступает к этому не посредством повеления, которое соответствовало бы Его величию, но посредством Своего собственного примера, применяя первым к Себе это пригоднейшее лекарство для спасения, это действеннейшее оружие в нашем духовном противостоянии дьяволу на невидимой войне к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12).