Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
, находится ныне среди нас и совершает наше спасение; Тот, Кто приготовил трапезу, исходит теперь на улицы и переулки, чтобы созвать к Себе всех, не желая никого оставлять снаружи (см. Лк. 14, 21). Добрый Пастырь присутствует лично, чтобы найти и подъять на Свои плечи заблудшего человека. Как верный друг, Он приходит, чтобы отдать Свою жизнь в жертву за Своих друзей.
Как господин дома посещает своих домашних, как врач навещает больных, так и Творец и Создатель мира приходит к Своему униженному и угнетенному творению, чтобы воссоздать его заново. Господин и Владыка спускается к тем, кто находится в узах и темнице адовой, чтобы отдать выкуп за их долги и «истребить рукописание» с их грехами (ср. Кол. 2, 14).
Будучи Подателем жизни, Он идет, чтобы даровать всем нам жизнь и свободу. Божественный Предтеча, увидев, что Он направляется к нему, сказал народу: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира... И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий (Ин. 1: 29, 34). Сегодня мы встречаем на Иордане нашего Искупителя не как Младенца, а как совершенного Мужа.
Сегодня мы получаем известие о Нем не от ангелов, которые воспевали Его в рождественскую ночь, и не от пастухов, которые свидетельствовали о Нем, и не от волхвов, которые Ему поклонились. Сегодня мы познаем Его не в качестве преследуемого Иродом и бегущего в Египет. Сегодня, напротив, мы видим, что Он присутствует на Иордане как совершенный человек, о Котором свидетельствует Отец, и свидетельство это подтверждает Святой Дух.
Сегодня упраздняются любые сомнения о Боге. Таинство Святой Троицы, бывшее со времени творения мира сокрытым во мраке и символически упоминавшееся только --- 2 Великий Прокимен, глас 7. в тенях и гаданиях, ныне становится явным и утверждается в качестве правой истины о Боге.
Сегодня истинный Бог, Творец и Господь всяческих, открывается чувственно воспринимаемым образом. Отец свидетельствует с Неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже бла-говолих (Мф. 3, 17). На Самого Сына собственноручно указывает Предтеча: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). А Всесвятой Дух, телесным образом, яко голубь (Лк. 3, 22)
снисходит и пребывает на Нем, чтобы никто не подумал, что голос с Неба относится к другому. Воистину, «Троицы явление во Иордане бысть», согласно божественному песно-творцу[44] . Пророк, предвидя явление этого великого таинства, писал: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3); и другой пророк: Страно Завулоня и земле Неффа-лимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея языков.
Людие ходя-щии во тме видеша свет велий; живущии во стране и сени смертней, свет воссияет на вы (Ис. 9, 1-2). Сегодняшним днем прекращается и проходит тень и буква Закона и наступает период Благодати, который символизирует нашу Церковь. Иоанн Предтеча, который, по свидетельству Господа нашего, был «большим всех пророков» (ср. Лк. 7, 28), завершив свое пророческое предназначение указанием на веками ожидавшегося Спасителя и Искупителя, тотчас же, как первый апостол, начинает новый период Благодати и приступает к первому из таинств, Крещению. Господь, желая исполнити всяку правду (Мф. 3, 15)
, Сам подходит к Проповеднику покаяния и принимает Крещение, «очищений же яко Бог не требуя»[45] , чтобы предать погребению в водах Иорданских грехи всего мира. Своим явлением на Иордане Господь наш свидетельствовал о наступлении полноты времен, когда Он, как новый Ной, должен был спасти в мысленном Ковчеге — то есть в Церкви — человеческую природу от всемирного потопа греховности.
Обличая тайное присутствие в грехе дьявола, который через грех воздействует на человека, Господь одновременно открывает и величайшую истину веры в откровении Святой Троицы, передает нам первое и основное таинство новой Благодати, таинство Крещения, и, поднимаясь из воды, «совозвышает» и нас с Собою, да горняя мудрствуим, а не земная (ср. Кол. 3, 2).
Однако на этом Искупитель не завершил еще дела нашего спасения, но, согласно Евангелисту, возведен бысть Духом в пустыню искуситися от диавола, и постился там дний че-тыредесять и нощий четыредесять (Мф. 4, 1-2). Исполнив на Иордане Свой спасительный замысел и даровав нам через таинство Крещения вступление в жизнь и обручение Благодати, Господь тотчас же возводит нас ко второму этапу духовного жительства.
Через веру мы познали Бога и свою связь с Ним; познали также причины и качества Его Промысла. За этим естественным образом должно было последовать практическое осуществление Его воли, которая запечатлена в заповедях Божиих и направлена на очищение нашей испорченной природы от страстей и хаоса, вызванных развращением, последовавшим за нашим падением.
К этому как раз подходят и слова пророка Давида: За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16, 4). Христос, пожелав передать нам опыт этой практической жизни, изводит нас в пустыню. Ветхий человек со своими страстьми и похотьми, закон греховный, владеющая нашими членами сила зла, которая после стольких поводов и причин отвердела в нас и превратилась в привычку, власть дьявола, которую он получил над грешниками, — все это требовало лечения практическим способом, которым человек по Благодати Божией мог бы освободиться от зла.
Постився дний четыредесять и нощий четыредесять. Почему так? «Снедию изведе из Рая враг Адама»[46] . Поэтому-то постом наш Искупитель начинает наше возвращение обратно. Откуда возникло падение, оттуда и начинается лечение. Господь приступает к этому не посредством повеления, которое соответствовало бы Его величию, но посредством Своего собственного примера, применяя первым к Себе это пригоднейшее лекарство для спасения, это действеннейшее оружие в нашем духовном противостоянии дьяволу на невидимой войне к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12).