Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Он вознес нас от смерти к жизни и научил образу практического преуспеяния. Для этого не требуется образования, богатства, славы или других достоинств и способностей мира сего, но только вера в Господа Иисуса, Сына Божия, как говорит и Иоанн Предтеча: Веруяй в Сына имать живот вечный (Ин. 3, 36). И снова, как Господь наш говорит: Слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5, 24).

Итак, держась той веры, которой мы были научены, постоянно вглядываясь в наш Пер­вообраз — взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса (Евр. 12, 2) — и сопостав­ ляя свою собственную жизнь с Его вседобродетельным житием, будем уверены, что и нам Он дарует силу Своей Благодати, чтобы мы победили и упразднили дьявола и всякое иску­шение, и даже саму смерть.

И если раньше мы жили без Христа и нами обладала смерть, то теперь мы имеем дерзновение через веру в Него, потому что Он Сам нам открыл это, ска­зав: Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Живая истина веры, которой сегодня нас учит праздник Богоявления, — это догмат Святой Троицы. Практический же опыт, переданный нам затем Господом нашим Иисусом Христом, является святым и спасительным средством, которое возвышает и усовершает нас в новой жизни по Благодати.

Богочеловек Иисус Христос, неслитно соединив в Своем Лице божественную и человеческую природы, стал полноценным человеком и в качестве такового воевал и победил ради человека все противостоящее и безбожное, все заблуждение, грех и дьявола, и возвысил человека превыше Небес, вознеся его до Самого Троического Божест­ва. За Его примером следуют примеры жизни святых, повторяющих жизнь Христову и продолжающих Священное Предание, которое определяет и укрепляет нашу направлен­ность к единственной и абсолютной цели — к святости и обожению.

Жития наших святых представляют точное воспроизведение слов Евангелиста о том, что сладчайший наш Иисус начат творити же и учити (Деян. 1, 1). Они являются доказательством схождения Его все-святой Благодати на каждого из них и на всех вместе, так как Благодать осеняла их во время их подвигов, укрепляла, просвещала и направляла. Истину наших слов подтверждает и пример вспоминаемого сегодня святого Иоанна Крестителя, который с момента зачатия пребывал в святости и был предназначен для этой высокой миссии — служить божественному домостроительству Спасителя нашего Иисуса Христа.

Как поставленный Богом проповедник и учитель покаяния, Предтеча показал необ­ходимость начальных практических добродетелей, потому что они составляют долг каждого, и научил вере, справедливости, сочувствию, а также неотделимой от добродетельной жизни непорочности. Необходимость этих святых добродетелей он запечатлел своей мученической кончиной.

По этой причине он навсегда останется непоколебимым проповедником воздер­жания для тех, кто склоняется к нарушению нравственных законов и установлений. Ибо сей непорочный и равный ангелам, высший всех пророков Предтеча Господень предпочел отсе­чение главы примирению с грехом, доказав этим нерушимость воздержания и всех практиче­ских добродетелей, которые служат основанием для восхождения к совершенной жизни во Христе.

Его святыми молитвами, вкупе с молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Да будет так! Аминь.   КРЕЩЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ Мои повторения могут вас утомить, но я объясню вам цель, которую этим преследую, взяв в свидетели Писание, и вы, думаю, одобрите мои намерения.

Во второй книге Царств мы встречаем следующий инцидент, произошедший с проро­ком Давидом: И возвратися Давид благословити дом свой, и изыде Мелхола дщи Саулова на сретение Давиду, и благослови его и рече: Коль прославися днесь царь Израилев, иже от-крыся днесь пред очима рабынь рабов своих, якоже открывается открывшийся един от пляшущих (2 Пар. 6, 20). Мелхола была первой женой Давида.

Отец ее Саул отдал ее за­муж за Давида, который тогда был его военачальником, в награду за сто краенеобрезаний иноплеменнических (1 Цар. 18, 25). И вот эта жена обратилась с такими упреками к своему мужу и царю, так как ей показалось смешным, что он играл и плясал перед ковчегом Гос­подним. И Давид ответил ей так: Пред Господем плясати буду; и благословен Бог, иже избра мя паче отца твоего и паче всего дому его, поставити мя властелина над людьми Своими над Израилем, и буду играти и плясати пред Господем; и открыюся еще такожде и буду непотребен пред очима твоима, и с рабынями, о нихже рекла еси, непрославлену быти ми (2 Цар. 6, 21-22).

То есть, как мне не играть и не петь перед Господом, учитывая все Его да­рования, что Он избрал меня вместо отца твоего и всего вашего рода и поставил меня царем Своего народа! Доказательством благоволения Божия к святому воодушевлению и энтузиаз­му, которые Давид проявил по любви к Богу, явилось то, что Он определил Мелхоле остать­ся бесплодной всю оставшуюся жизнь.

И у Мелхолы дщере Саули не быть детища до дне смерти ея (2 Цар. 6, 23). Вот по какой причине, братия мои, и я, убогий, повторяю сладчайшие паче меда и сота слова и мысли, относящиеся к нашей общей цели, которой все мы хвалимся. Разве этого ма­ло, что Господь наш Иисус, средоточие нашей любви, избрал нас из миллионов таких же, как мы, людей и предоставил нам благую часть в уделе святых Своих?

Он наполнил наши души благоуханием Своего божественного познания. Он наводнил наши сердца потоками Своей божественной любви. Разве этого мало, что Он утвердил наши ноги на камне Своего испове­дания и направил наши стопы по пути Своей всесвятой воли и воли Всесвятого Духа? Разве мало того, что каждому из нас навсегда дана благая часть, как блаженной Марии, сестре Ла­заря (см. Лк. 10, 42)

, и что единое на потребу передано и нам? Разве переживание всех этих благ, а также и блаженной надежды, не делает стоящим повторение всего этого, и не подви­гает нас на большее — поучаться в этом день и ночь? И сейчас наступившие и грядущие праздники глубоко символичны для понимания нашего монашеского предназначения. Вот что заставляет меня снова взяться за объяснение нашей цели.