Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
По этой причине и наш Иисус начал Свой урок с поста и злострадания. Добровольное злострадание, в которое погружается подвижник, отбрасывает прочь всякий сластолюбивый прилог и всякую похоть, то есть все, что относится к жизни по плоти, к существованию по принципам своих пожеланий, а не по нужде. В отсутствие причин, возбуждающих чувства, и ум не ослабевает под давлением страстей и дьявола.
Потому что в ином случае, когда есть причины, война становится затруднительной, а победа над ними почти недостижимой. Если взявший на себя подвиг удержится на этом месте, а страх Божий не развеется от беспечности и своеволия, божественная Благодать не замедлит удалить наши страсти и привести в порядок чувства и нестроение от злоупотреблений. Тогда ум уже с дерзновением и похвальной неотступностью припадает к дверям милости и просит освобождения от прежних долгов и прощения за то, в чем он ошибался.
Если и снова это гармоничное состояние не будет поколеблено, тогда Благодать пошлет душе скорбь, со временем вырастающую в плач, который является вернейшим признаком преуспеяния. Я не имею в виду по временам бывающего скорбного настроения или слез, которые легко появляются у тех, кто имеет хотя бы некоторую внимательность. Речь идет о неизменном действии скорби и плача, совершающегося в ком-либо, подобно тому, что испытывает младенец, лишенный объятий своей матери.
С этого начинается приближение божественного просвещения и чувства пребывания в Боге. Здесь требуется большое внимание, так что нельзя пренебрегать смирением и советом. Но все это лучшим образом восполняет подлинное подчинение и послушание. С этих пор поддержка со стороны духовного руководителя становится почти незаменимым подспорьем. Если до этого момента не будет никаких остановок и ноги подвижника не будут скованы цепями благовидных, но ненужных забот и не свяжутся беспечностью, этим непримиримым врагом монаха, тогда чувство Бога переходит в соответствующие для каждого характера проявления.
Важнейшим проявлением бывает изобилие божественной любви, которая пленяет и наполняет все трисоставное устроение человеческой души[53] . Со временем, если это доброе состояние не будет приведено в смятение — вещь, редко встречающаяся в нашем поколении, — начинается чистая молитва и просвещение ума, или лучше, очищение ума, вводящее его в прозрение и предчувствие, в которых заключены дары духовного рассуждения, предвидения и созерцания.
Конечно, в разговоре мы зашли далеко за пределы наших сил и способностей. Но нас оправдывают наши Отцы, чей опыт и чьи мнения мы излагаем. Состояние, в котором присутствует ощущение Божества, сопряжено с большой опасностью, и очень немногие, если они есть, могут избежать сокрытых подводных рифов. Обладая чувством божественного восприятия и не имея действительного опыта, состоящего в познании человеческого бессилия и убожества, подвижник может впасть в самомнение, за которым следует потеря божественной Благодати.
Хотя это и естественно, для беспечных такое состояние оказывается очень опасным, потому что они теряют мужество и терпение. Потеря Благодати не бывает частичной, когда по причине оставления человек испытывает некоторую сухость и духовный голод. Она влечет усугубление искушений, страх изолированности, ослабление мужества и надежды. Еще хуже жестокость человеческого сердца, которая в таком случае начинает странным образом усиливаться и беспокоить подвижника.
И тогда в самом деле аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом[54] (Ис. 1, 9). Я всегда говорю вам, чтобы вы не утомлялись повторениями, к которым нас ведет постоянное памятование о нашем великом долге. Что же будет, если вы не постигнете вполне цели и смысла наших монашеских убеждений и действий, состоящих в «безумии Креста»?
Для нас, христиан, и особенно монахов, вера и жизнь есть таинство, которое одним образом видится, а другим постигается. И если вы не усвоите главную цель, которую мы все преследуем даже на уровне наших ничтожных попыток, вы не сможете верно оценивать и применять то, что вам дано, и результатом этого будет ваша неудача в подвиге преображения своей личности.
Мы здесь, как говорит апостол Павел, подвизаемся не яко воздух биюще (ср. 1 Кор. 3, 9), но спешим законно улучить почесть вышняго звания (Флп. 3, 14), откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Пример нашего Господа побудил нас снова растолковать вам главную цель монашеского жития.
Только когда она будет понята вами, вы сможете законно подвизатися (2 Тим. 2, 5) и удостоиться преизбытка Благодати Божией для вашего всецелого обновления. СЛОВО О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ В древнем Израиле особенно почитался Ковчег Завета, который буквально был душой израильского народа.
В Ветхом Завете везде заметны ностальгические чувства и любовь по отношению к нему, благоговение и почитание его. Израильтяне верили, что через него они освящались, получали защиту, узнавали волю Божию, верили, что он имеет непреоборимую силу против врагов. Они думали, что без него они не могли бы существовать как народ и племя, что и подтвердилось во время захвата Ковчега филистимлянами при священнике Илии (1 Цар. 4, 10-18).
Однако чем был этот Ковчег, как не символом? Чем он был по сравнению с нашим Честным Крестом Христовым? Чем были все эти символы Закона, все эти тени и прообразы, когда и сам этот Закон не оправдывал своих служителей? Не оправдится от дел закона всяка плоть, согласно святому Павлу (Гал. 2, 16). И снова: Сень бо имый закон грядущих благ, а не самый образ вещей...
никогдаже может приступающих совершити (Евр. 10, 1). Для нас же Крест—не символ и не тень. Это средство нашего спасения; это якорь нашей надежды; это оружие нашей победы и окончательного торжества; это всецелое поражение и уничтожение наших врагов и всей противоборствующей силы; это слава нашего Иисуса, как говорит об этом евангелист Иоанн: Не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прослав-лен[55] (Ин. 7, 39).