Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
И тогда в самом деле аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом[54] (Ис. 1, 9). Я всегда говорю вам, чтобы вы не утомлялись повторениями, к которым нас ведет постоянное памятование о нашем великом долге. Что же будет, если вы не постигнете вполне цели и смысла наших монашеских убеждений и действий, состоящих в «безумии Креста»?
Для нас, христиан, и особенно монахов, вера и жизнь есть таинство, которое одним образом видится, а другим постигается. И если вы не усвоите главную цель, которую мы все преследуем даже на уровне наших ничтожных попыток, вы не сможете верно оценивать и применять то, что вам дано, и результатом этого будет ваша неудача в подвиге преображения своей личности.
Мы здесь, как говорит апостол Павел, подвизаемся не яко воздух биюще (ср. 1 Кор. 3, 9), но спешим законно улучить почесть вышняго звания (Флп. 3, 14), откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Пример нашего Господа побудил нас снова растолковать вам главную цель монашеского жития.
Только когда она будет понята вами, вы сможете законно подвизатися (2 Тим. 2, 5) и удостоиться преизбытка Благодати Божией для вашего всецелого обновления. СЛОВО О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ В древнем Израиле особенно почитался Ковчег Завета, который буквально был душой израильского народа.
В Ветхом Завете везде заметны ностальгические чувства и любовь по отношению к нему, благоговение и почитание его. Израильтяне верили, что через него они освящались, получали защиту, узнавали волю Божию, верили, что он имеет непреоборимую силу против врагов. Они думали, что без него они не могли бы существовать как народ и племя, что и подтвердилось во время захвата Ковчега филистимлянами при священнике Илии (1 Цар. 4, 10-18).
Однако чем был этот Ковчег, как не символом? Чем он был по сравнению с нашим Честным Крестом Христовым? Чем были все эти символы Закона, все эти тени и прообразы, когда и сам этот Закон не оправдывал своих служителей? Не оправдится от дел закона всяка плоть, согласно святому Павлу (Гал. 2, 16). И снова: Сень бо имый закон грядущих благ, а не самый образ вещей...
никогдаже может приступающих совершити (Евр. 10, 1). Для нас же Крест—не символ и не тень. Это средство нашего спасения; это якорь нашей надежды; это оружие нашей победы и окончательного торжества; это всецелое поражение и уничтожение наших врагов и всей противоборствующей силы; это слава нашего Иисуса, как говорит об этом евангелист Иоанн: Не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прослав-лен[55] (Ин. 7, 39).
Крест, слава нашего Иисуса, составляет наше главное достояние, потому что он послужил ради нас, наследников Бога и сонаследников Сына Его. Отче, — говорит наш сладчайший Иисус, — славу, юже Мне дал еси, дах им (Ин. 17, 22). И опять: Святи их во истину Твою; слово Твое истина есть (Ин. 17, 17). Если не было бы Креста, не было бы и Воскресения[56] .
Если не было бы Креста, то не был бы посрамлен дьявол и ниспровержен грех, не была бы попрана смерть и изглажено тление, не воссияли бы радость, ликование и свобода, никогда бы не вернулось к гармонии разрозненное состояние «сущих», находившихся под законом тления и смерти. Если бы не было Креста, то никогда бы не были уничтожены несчастья, происходящие от нашего осуждения, и мрачный покров горя и проклятия был бы нашим угрюмым спутником.
Болезнь, боль, страх, неуверенность и осуждение на смерть были бы постоянными атрибутами несчастного человечества, если бы с Голгофы нам не воссияло утешение. Если бы Духовный Змей, предсказанный пророками, то есть Господь наш Иисус Христос, не взошел на Животворящее Древо Креста[57] , вся вселенная не смогла бы освободиться от бедственного присутствия демонов — мысленных змеев.
Если бы Крест, Древо Жизни, как некогда было сделано Моисеем в Мерре, не был также ввергнут в мысленное море всечеловеческого сообщества[58] , то многообразная горечь несчастий и смерти не превратилась бы в сладость, и жизнь на нашей планете окончательно потеряла бы всякий смысл. Давайте теперь обратимся к нашей практической жизни и рассмотрим ее несколько яснее и подробнее.
Если бы не Крест, то откуда бы тогда появилась Церковь? Если бы не Крест, то откуда освящение? Откуда совершение таинств? Откуда печать дарований? Откуда источник Благодати? Откуда надежда обетования? Если бы не Крест, то откуда бы взялось всеоружие наше: броня, шлем, щит; и в чем тогда мы воевали бы против начал, против властей, против мироправителей века сего и против духов лукавства (ср. Еф. 6, 11-12)?
Если бы не Крест, то откуда мы взяли бы мужество, надежду, противостояние врагу и победу над ним? Разве осуществилось бы тогда поражение и падение наших противников? Волнующаяся сила греха, коварное и злобное безумие демонов, уступчивость и неустойчивость нашей природы, ужасные и коварные властители нашего рода — все это было окончательно сокрушено Крестом.
Теперь любой возраст во все времена участвует в «военных действиях» против духовных врагов на основе Евангелия, и среди людей распространяется благочестие и добродетель. Крестом человеку была дана амнистия и выражено сочувствие в его мучениях и унижении, которые он претерпевал от неистовства принудительного насилия страстей, превративших все общество в жертвенных животных.