Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

И дело не в порочности, присущей врагам Креста. Они отрекаются от веры и призыва­ния силы Креста; к сожалению, таковые всегда были и будут. Для них бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют (Флп. 3, 19). А те, кто Христов, согласно Павлу, плоть распяша со страстъми и похотьми (Гал. 5, 24) силой и Благодатью Животворящего Креста, и согласно Иову, ругаютжеся трусу огненосну (ср. Иов 41, 20).

А чья сила и Благодать совершили это чудо настоящего собрания, где большинство присутствующих — молодежь? Как насильственное притяжение всеобщего гедонизма, кото­рый стал новым богом и увлек за собой всю поднебесную, не возмогло ввести в заблуждение эти чистые юношеские души? Какая тайная сила помогла отречься от влечения к наслажде­ниям, и, напротив, предаться воздержанию и добродетелям?

Кто дал силу для всецелого са­моотречения и злострадания в противовес господствующим заблуждениям и всеобщему от­ступничеству? Если бы сила Креста не была нашим союзником, то кто и где бы мог услы­шать о воздержании, непорочности, смиренномудрии, кротости, сочувствии во Христе и вообще о бескорыстии и любви? Как без Креста могло бы существовать утешение в стра­дании, надежда в состоянии безнадежности, мужество в отчаянии, долготерпение в искушениях, вера, подвижничество и терпение?

Все это, и даже выше этого, вступление в духовную жизнь и вся возводящая наверх лествица добродетелей и духовных дарований, бо­лее того, все доступное человеку совершенство и отеческое обетование Бога — все это стре­мительно изливается от Благодати Животворящего Креста. По этим причинам нам всем сегодня, и вообще всем верующим во все времена до скон­чания века, подобает хвалиться Крестом Христовым. «О Всесвятый Крест Христа нашего!

Ты носил на себе Носящего всю вселенную; на тебе было совершено мироспасительное Домостроительство. Да будет через тебя изгла­жено наше собственное рукописание вины и вместо него дано оставление грехов и усынов­ление! Ты отвратил пламенное оружие обращаемое (Быт. 3, 24) и открыл вход в Едем! Ты — Древо Жизни и поклоняющихся тебе вводишь в Жизнь!

Ты открывался древнему Израилю в символах, для пророков и праведных ты был предметом желания и тоски, но хотя тебя и искали как спасение и искупление, ты укрылся от них и открылся младенцам, по неопи­суемому благоволению Божию! Через тебя Единородный Сын Божий даровал всему миру спасение, через тебя, а не от дел праведников творение вернулось от смятения и волнения к первоначальной гармонии.

Брошенное пророком Елисеем в Иордан дерево, которое помог­ло достать со дна упавший в воду топор, указывало на тебя, Всесвятый Крест Господень, ибо воистину через тебя Великий Пророк, предсказанный Моисеем (4 Цар. 6, 5-6), Иисус Хри­стос, извлек нас из глубины неведения. Тебя символизировал патриарх Иаков, когда, поме­няв руки, благословил детей Иосифа (Быт. 48, 13-14).

Тебя символизировал двойной удар Моисея по Красному морю: ударив вертикально, он открыл путь спасения израильтянам; ударив же горизонтально, потопил войско египетское. Тебя символизировал и сам Моисей на горе: когда он поднимал руки, тогда Израиль одолевал Амалика (Исх. 7, 10-11)». Но зачем нам обращаться к символам уже минувших времен, когда сейчас животворя­щая Благодать Креста покрывает все лицо земли?

Крест и животворящая его сила везде и всегда укрепляют и направляют всякого человека. Пришло искушение изнутри? Страсть, похоть, гнев? Мы воздвизаем оружие Креста — и вконец исчезают все оружия врага. Сомне­ние, равнодушие, страх? Мы выставляем против них щит Креста — и искушавшие нас ста­новятся невидимыми. Болезнь, угроза и опасность? Мы противостоим этому призыванием и знамением Животворящего Креста — и к нам приходит утешение.

Не будет ошибкой отнести к силе и помощи Креста то сладчайшее обещание, которое дал нам Христос: Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вра-жию; и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 19), потому что и в правду знамением Креста все это мы благополучно побеждаем.

Но и в предлежащей нам брани, на нашем крестном пути, откуда мы черпаем силы и где берем помощь к достижению добродетелей? Каким образом мы берем на себя подвиг поста и воздержания от влекущих к греховной жизни причин и поводов? Откуда чистота в страшном вихре всеобщего гедонизма? Откуда вера и верность истине посреди хаоса все­общего отступничества и отречения от всех ценностей?

Откуда сила в подвиге нестяжания, скромности и умения довольствоваться малым в условиях, когда своекорыстие и стремление к обогащению увлекает всех людей? Крест, который для формалистов соблазн, а для рацио­налистов безумие, есть для верующих и призванных сила Божия и Божия премудрость (ср. 1 Кор. 1, 23). Крест для подвижников союзник, для пустынников сотоварищ, для труждаю-щихся покой, для страждущих бальзам, для малодушных утешение.

Лествица, виденная пат­риархом Иаковом, по которой поднимались и опускались ангелы, символизировала не что иное, как Животворящий Крест, через который и мы поднимаемся от земли на Небо, а анге­лы спускаются к нам, просвещая и укрепляя нас. В своих многоразличных песнопениях Церковь особенно чтит и прославляет Честной Крест. Наши богоносные Отцы и гимнографы возвысили и возвеличили славу Креста за нас, потому что он есть главное средство, через которое Всеблагой Искупитель совершил наше спасение.

«Аще и древо видимо есть существом, но божественною одеяно есть силою»[59] . Как поется в церковных песнопениях, «Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве, Крест — царей держава, Крест — верных утверждение, Крест — ангелов слава и де­монов язва»[60] . О Всесвятый Христов Крест, спаси нас силою твоею и сокруши направленное против нас безумие врагов наших и их орудий и умири мир, избавив его от прелести и лжи! Аминь.