Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Тебя символизировал двойной удар Моисея по Красному морю: ударив вертикально, он открыл путь спасения израильтянам; ударив же горизонтально, потопил войско египетское. Тебя символизировал и сам Моисей на горе: когда он поднимал руки, тогда Израиль одолевал Амалика (Исх. 7, 10-11)». Но зачем нам обращаться к символам уже минувших времен, когда сейчас животворящая Благодать Креста покрывает все лицо земли?
Крест и животворящая его сила везде и всегда укрепляют и направляют всякого человека. Пришло искушение изнутри? Страсть, похоть, гнев? Мы воздвизаем оружие Креста — и вконец исчезают все оружия врага. Сомнение, равнодушие, страх? Мы выставляем против них щит Креста — и искушавшие нас становятся невидимыми. Болезнь, угроза и опасность? Мы противостоим этому призыванием и знамением Животворящего Креста — и к нам приходит утешение.
Не будет ошибкой отнести к силе и помощи Креста то сладчайшее обещание, которое дал нам Христос: Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вра-жию; и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 19), потому что и в правду знамением Креста все это мы благополучно побеждаем.
Но и в предлежащей нам брани, на нашем крестном пути, откуда мы черпаем силы и где берем помощь к достижению добродетелей? Каким образом мы берем на себя подвиг поста и воздержания от влекущих к греховной жизни причин и поводов? Откуда чистота в страшном вихре всеобщего гедонизма? Откуда вера и верность истине посреди хаоса всеобщего отступничества и отречения от всех ценностей?
Откуда сила в подвиге нестяжания, скромности и умения довольствоваться малым в условиях, когда своекорыстие и стремление к обогащению увлекает всех людей? Крест, который для формалистов соблазн, а для рационалистов безумие, есть для верующих и призванных сила Божия и Божия премудрость (ср. 1 Кор. 1, 23). Крест для подвижников союзник, для пустынников сотоварищ, для труждаю-щихся покой, для страждущих бальзам, для малодушных утешение.
Лествица, виденная патриархом Иаковом, по которой поднимались и опускались ангелы, символизировала не что иное, как Животворящий Крест, через который и мы поднимаемся от земли на Небо, а ангелы спускаются к нам, просвещая и укрепляя нас. В своих многоразличных песнопениях Церковь особенно чтит и прославляет Честной Крест. Наши богоносные Отцы и гимнографы возвысили и возвеличили славу Креста за нас, потому что он есть главное средство, через которое Всеблагой Искупитель совершил наше спасение.
«Аще и древо видимо есть существом, но божественною одеяно есть силою»[59] . Как поется в церковных песнопениях, «Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве, Крест — царей держава, Крест — верных утверждение, Крест — ангелов слава и демонов язва»[60] . О Всесвятый Христов Крест, спаси нас силою твоею и сокруши направленное против нас безумие врагов наших и их орудий и умири мир, избавив его от прелести и лжи! Аминь.
ТАИНСТВО БОЖЕСТВЕННЫХ СТРАДАНИЙ В этой беседе мы обратимся к тому, что всегда своевременно: мы рассмотрим значение страданий Господа нашего Иисуса Христа. Однако чтобы достоинство Божественных Страданий могло быть прочувствовано нами более глубоко, хорошо будет, если мы начнем эту тему с краткого описания того безраздельного бедственного положения, которое овладело нашим существованием в этой юдоли изгнания.
Сравнение своего положения с тем, что сделал для нас Спаситель посредством Своих страданий, поможет нам пробудиться от сна, удерживающего нашу совесть, потому что только спящие могут проявлять такое вызывающее безразличие, какое имеет современный человек. В самом деле, что мы можем сказать о человеке, если захотим описать его исходя из опыта этой многошумной мельницы смерти, в поле действия которой он находится, не имея к тому же никакой возможности избежать ее власти над своей судьбой?
Человеческая жизнь в таком горизонте оказывается ничем иным, как только несчастьем, трагедией, постановкой страшного театрального действа. Все человеческое сообщество, заключенное, как в тюрьме, в лабиринте времени и пространства, неутомимо борется с этими пределами, пытаясь отыскать избавление от своих уз. Оно всматривается во время, пытаясь найти хотя бы какую-то спасительную надежду в будущем, но получает, напротив, мучительную безысходность.
Бесцельно протекает время, бессмысленно «завоевывается» пространство: и вот бесцельное и бессмысленное воюют между собой, принося всякий раз в жертву самого человека, который от всей этой борьбы «выигрывает» лишь усугубление собственной трагедии. Крепко связанный человек, находящийся в своем жестоком плену, сегодня безнадежно борется, чтобы скинуть свои оковы: он пытается утешить себя всякий раз новыми изобретениями, посредством которых мечтает достигнуть свободы, но оказывается так, что он все больше заключается в темницу, спускаясь, как по спирали, от круга к кругу все глубже и глубже, пока не остановится в точке окончательного осуждения.
Сквозь эти человеческие узы проглядывает облик немилосердного палача, смерти, которая неумолимо поджидает человека и отравляет ему всю его жизнь. Все прекрасное, благородное, достойное, способное, что присуще человеческому бытию, будь оно природным дарованием или приобретением в жизни, разрушается и исчезает перед лицом обреченности на смерть.
Какое странное гостеприимство оказывает жизнь тем, кто рождается, и каким грустным напутствием она прощается с теми, кто уходит! Повинным смерти оказывается живущий, и таким же осужденным остается уходящий. Осуждение ужасное и приводящее в трепет, осуждение властное и достоверное, осуждение окончательное и невозвратное, осуждение без всякой возможности возражения и защиты.
Зачем же теперь я мечтаю о таланте, силе, мудрости, мужестве, красоте? Зачем я желаю благ цивилизации, которые будто бы делают приемлемой мою жизнь? Ощущение приближающегося жуткого палача отравляет жизнь, и беспрестанная подавленность и скорбь препятствуют всему существованию человека, делая его борьбу за жизнь еще более мучительной. Однако сам человек отыскал этого палача и поместил его внутри себя и во всем, что вокруг него, включив его во все пространство своего присутствия.