Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Когда причины, приведшие к осуществлению домостроительства, миновали, то Всесильный Бог Слово, вчера пострадавший как Сын Человеческий, открывается ныне во всей Своей боголепной силе. Вчера слуги Пилата Его били, а сегодня молнией своего Божества Он Сам побивает царство ада и смерти. Вчера книжники, фарисеи и несчастный народ иудейский потешались над Ним — Уа, разоряяй церковь и треми деньми созидаяй, спасися Сам и сниди со Креста (Мк. 15, 29-30)
, — а сегодня Он торжествует и устрашает начальников тьмы и ада. Едва Господь наш Иисус Христос сошел Своею обоженной душою во ад, за Ним последовали все Небесные силы. Конечно, не для подкрепления, — ибо какое подкрепление требуется Всесильному Слову Божию, Который носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3)? — но для услужения и, даже больше, для того, чтобы Его творение могло подивиться великим советам и замыслам Бога, посредством которых Он осуществил Свое неизреченное домостроительство, чтобы возглавити всяческая, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1, 10), и не только на земли, но и под землею.
Все Небесные силы с большим умилением пели: «Свят, Свят, Свят Сущий и Бывший и Грядущий Царь Сил Небесных», и привели в смятение мрачные темницы адовы. А князь тьмы и все его отступнические силы, почувствовав, что пришел час их осуждения, предприняли последнюю попытку защититься. Приведем на эту тему некоторые мысли, украшенные живыми образами, заимствованные нами из соответствующего Слова великого Отца нашего Епифания.
Когда воинства Небесных Сил, предшествовавшие Господу, приблизились к вратам ада, они воскликнули к прятавшимся там властителям тьмы: Возьмите врата, князи, ваша, и внидет Царь Славы (Пс. 23, 7). И будто бы не ведая, что означает этот возглас, мрачные обитатели ада трусливо и смущенно отвечали: Кто есть Сей Царь Славы (Пс. 23, 8)? Никогда и никто еще не спускался до адских владений, имея такую власть.
«А что если это Тот, — думали они, — Кто восхитил из наших кладовых сына вдовицы, дочь Иаира и четверодневного Лазаря? Что если это Тот, Кто изгонял наших прислужников из людей и исцелял болезни и недуги, которые мы производили в них? Ведь это мы позаботились о том, чтобы те из людей, кто служит нашей воле, распяли Его, и Он не сопротивлялся, но всем Своим видом выражал немощь и страх и даже молился: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя оставил еси (Мф. 27, 46)?
Он жаждал, и мы дали Ему желчь, и как вы теперь говорите Царь Славы?» И Небесные Силы повторили со властью: «Возьмите врата, князи, ваша, и не медлите, не спрашивайте, не сомневайтесь, не оправдывайтесь!» Когда же темные силы замешкали и стали друг друга спрашивать: Кто есть Сей Царь Славы? — Небесные Силы воскликнули с дерзновением: Господь Сил, Той есть Царь Славы! (Пс. 23, 10)
И при этих словах сокрушились врата, побеждены были запоры и окончательно сломлен вход в мрачные темницы адовы. Тогда страх, трепет и ужас охватили князей тьмы, которые бежали в глубочайшие пещеры и приюты адские, прячась от лица Славы Господней. Тогда нерушимыми узами связан был тиран, и отнята вся его власть и сила над человеком, так что больше он не властен над теми, кто верует в Господа Иисуса Христа и следует за Ним.
Предвидя это, Давид говорил: Врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7). Когда Господь молнией Своего Божества осветил все области мрачного ада, Он направился к первозданному и первому смертному человеку, нашему праотцу Адаму, который держался адом глубже всех людей.
Тогда Адам встал и сказал в изумлении всем бывшим много веков рядом с ним людям: «Друзья мои и чада мои, я слышу знакомый звук шагов; это тот звук, который я слышал и в тот роковой предвечерний час, когда я скрылся в райском саду из-за своего преступления. Если это действительно Тот Самый, и Он идет сюда к нам, то приободритесь, потому что приблизилось наше избавление!
» Когда Адам еще говорил эти слова, Господь предварил его Своим явлением, показавшись ему в Своем богочеловеческом образе. Тогда ударяя себя в грудь, старец Адам воскликнул: «Господь мой со всеми нами!» Иисус отвечал ему: «И со духом твоим! Воскресни, творение Мое, воскресни, образ Мой, воскресни и восстань от мертвых и тебе воссияет Бог; воскресни, восстань, идем отсюда! Твое место не в аду, но на Небе.
Я сотворил тебя не для ада, но для жизни, и от тебя позаимствовал твою природу, став твоим потомком и сыном, чтобы подарить тебе усыновление Отца Моего. Воскресни, восстань, идем отсюда!» Мы верим, что так, возлюбленные, через снисхождение Бога Слова в полноте совершилось обновление творения и воссоздание человеческой природы, согласно с Преданием нашей Святой Церкви.
Через ипостасное единение Бога с тварью, человеком, Слово Божие передало и продолжает передавать Свои боголепные милости всему творению, и особенно человеку, которого Оно соделало, согласно апостолу Павлу, Своим сотелесником (см. Еф. 3, 6). Мы больше не странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2, 19), также и сотелесны Ему, поскольку Он соединил нас со Своим Телом, то есть с Церковью.
П риведем по этому поводу некоторые мысли одного выдающегося церковного бого-слова[66] . После того, как Бог Слово стал плотью (Ин. 1, 14), в Теле Своем Он осуществил все домостроительство спасения мира, и таким образом Тело Его стало Церковью, в которой непрерывно продолжается спасение мира от всех факторов, производящих смерть и тление.
Это то, что подчеркивает и апостол Павел, когда говорит, что Спаситель действовал в его теле (ср. Флп. 1, 20). Через свое вочеловечение Господь вводит нас в кровное родство с Собой. Новый Завет, утвержденный на Крови Богочеловека Христа, не есть завет, основанный на словах, либо научении, либо на законе, либо на заповеди или каком-то другом договоре, но это завет на Крови Бога и Человека, Крови, которая есть источник и причина всех животворящих и чудотворных сил, осуществляющих богочеловеческое домостроительство нашего спасения.