Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Предвидя это, Давид говорил: Врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9, 7). Когда Господь молнией Своего Божества осветил все области мрачного ада, Он направился к первозданному и первому смертному человеку, нашему праотцу Адаму, который держался адом глубже всех людей.
Тогда Адам встал и сказал в изумлении всем бывшим много веков рядом с ним людям: «Друзья мои и чада мои, я слышу знакомый звук шагов; это тот звук, который я слышал и в тот роковой предвечерний час, когда я скрылся в райском саду из-за своего преступления. Если это действительно Тот Самый, и Он идет сюда к нам, то приободритесь, потому что приблизилось наше избавление!
» Когда Адам еще говорил эти слова, Господь предварил его Своим явлением, показавшись ему в Своем богочеловеческом образе. Тогда ударяя себя в грудь, старец Адам воскликнул: «Господь мой со всеми нами!» Иисус отвечал ему: «И со духом твоим! Воскресни, творение Мое, воскресни, образ Мой, воскресни и восстань от мертвых и тебе воссияет Бог; воскресни, восстань, идем отсюда! Твое место не в аду, но на Небе.
Я сотворил тебя не для ада, но для жизни, и от тебя позаимствовал твою природу, став твоим потомком и сыном, чтобы подарить тебе усыновление Отца Моего. Воскресни, восстань, идем отсюда!» Мы верим, что так, возлюбленные, через снисхождение Бога Слова в полноте совершилось обновление творения и воссоздание человеческой природы, согласно с Преданием нашей Святой Церкви.
Через ипостасное единение Бога с тварью, человеком, Слово Божие передало и продолжает передавать Свои боголепные милости всему творению, и особенно человеку, которого Оно соделало, согласно апостолу Павлу, Своим сотелесником (см. Еф. 3, 6). Мы больше не странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2, 19), также и сотелесны Ему, поскольку Он соединил нас со Своим Телом, то есть с Церковью.
П риведем по этому поводу некоторые мысли одного выдающегося церковного бого-слова[66] . После того, как Бог Слово стал плотью (Ин. 1, 14), в Теле Своем Он осуществил все домостроительство спасения мира, и таким образом Тело Его стало Церковью, в которой непрерывно продолжается спасение мира от всех факторов, производящих смерть и тление.
Это то, что подчеркивает и апостол Павел, когда говорит, что Спаситель действовал в его теле (ср. Флп. 1, 20). Через свое вочеловечение Господь вводит нас в кровное родство с Собой. Новый Завет, утвержденный на Крови Богочеловека Христа, не есть завет, основанный на словах, либо научении, либо на законе, либо на заповеди или каком-то другом договоре, но это завет на Крови Бога и Человека, Крови, которая есть источник и причина всех животворящих и чудотворных сил, осуществляющих богочеловеческое домостроительство нашего спасения.
Слова Апостола: Возглавити всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1, 10) означают не что иное как вхождение во Христа, «охристовление» всего. Они означают подчинение всего одной главе в едином теле, Теле Христовом, Церкви, и достижение таким образом божественной и вечной цели, которая есть исполнение Исполняюща-го всяческая во всех (Еф. 1, 23).
Вот каково таинство Божие, Евангелие, благая весть, открывающая весь смысл существования неба и земли, вообще всех творений. Евангелие — это Богочеловек Христос в нас, во всей полноте Своего богочеловеческого существа, со Своим образом во всем, из чего состоит наша природа. Таинство Божие, Евангелие, состоит в том, чтобы Христос жил в нас, а не мы в себе, в том, чтобы мы стали христообразными во всем нашем существовании и чтобы Его облик отражался во всем, что мы есть.
Это достигается в Церкви через божественные таинства и святые добродетели. Каждое таинство и каждая добродетель образуют в нас этот божественный облик, возрастающий в нас до тех пор, пока все эти добродетели и таинства постепенно не создадут в нас в полноте этот образ Божий. Покаяние, пост, молитва, общение, вера, любовь, кротость должны возделываться с терпением в нашей жизни, доколе не вообразится Христос в нас (ср. Гал. 4, 19).
Именно Христу, а не кому-либо другому, даже не нам самим, надлежит отпечатать Свой образ внутри нас. Без Христова образа в себе человек не кто иной, как только животное или демон. Подвизаясь в жизни во Христе, мы постоянно соучаствуем во всем Теле и жизни Христа и становимся, каждый в отдельности и все вместе, вторыми христами: мы участвуем во всех боголепных дарованиях, переданных нашей природе через Святые Страдания и через Воскресение Самого Господа Иисуса Христа.
И хотя мы на земле, однако жительство наше на Небесех есть (Флп. 3, 20), и притом, что мы находимся среди людей, живот наш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 3). Так что горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2)! СВЯТЫЕ ОТЦЫ И НАШЕ РОДСТВО С НИМИ[67] Прошло не так много дней после того, как наша Церковь праздновала великое таинство мироспасительного Домостроительства, осуществленного снисхождением Бога Слова.
Признаем, что до сих пор наши души волнуют все эти события, в которых выразилась любовь Божия к нам, и мы восхищаемся воспоминанием о дарах и благодеяниях, которыми облагодетельствовал нас через Своего Возлюбленного Сына наш Небесный Отец. Сегодня, однако, мы видим нечто также достойное удивления и приносящее великую пользу. Сегодня мы видим, как во всей силе и полноте подтверждается истина обетовании Господа нашего Иисуса, сбываясь на нашей собственной природе.
Все что Он показал нам Своим вседобродетельным житием и чему научил в словах, творя и уча (Деян. 1, 1), с точностью запечатлевается в жизни празднуемых сегодня трех великих светильников Церкви. Эти доходящие до небес столпы Церкви, духовнодвижимые трубы, совершенные орудия Благодати, ставшие таковыми через вселение Святого Духа, возлюбившие Бога от всего сердца, обратились теперь снова к нам, то есть ко всему несчастному и немощному человечеству, и стали всем вся, согласно Павлу (1 Кор. 9, 22)