Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Слова Апостола: Возглавити всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1, 10) означают не что иное как вхождение во Христа, «охристовление» всего. Они означают подчинение всего одной главе в едином теле, Теле Христовом, Церкви, и достижение таким образом божественной и вечной цели, которая есть исполнение Исполняюща-го всяческая во всех (Еф. 1, 23).
Вот каково таинство Божие, Евангелие, благая весть, открывающая весь смысл существования неба и земли, вообще всех творений. Евангелие — это Богочеловек Христос в нас, во всей полноте Своего богочеловеческого существа, со Своим образом во всем, из чего состоит наша природа. Таинство Божие, Евангелие, состоит в том, чтобы Христос жил в нас, а не мы в себе, в том, чтобы мы стали христообразными во всем нашем существовании и чтобы Его облик отражался во всем, что мы есть.
Это достигается в Церкви через божественные таинства и святые добродетели. Каждое таинство и каждая добродетель образуют в нас этот божественный облик, возрастающий в нас до тех пор, пока все эти добродетели и таинства постепенно не создадут в нас в полноте этот образ Божий. Покаяние, пост, молитва, общение, вера, любовь, кротость должны возделываться с терпением в нашей жизни, доколе не вообразится Христос в нас (ср. Гал. 4, 19).
Именно Христу, а не кому-либо другому, даже не нам самим, надлежит отпечатать Свой образ внутри нас. Без Христова образа в себе человек не кто иной, как только животное или демон. Подвизаясь в жизни во Христе, мы постоянно соучаствуем во всем Теле и жизни Христа и становимся, каждый в отдельности и все вместе, вторыми христами: мы участвуем во всех боголепных дарованиях, переданных нашей природе через Святые Страдания и через Воскресение Самого Господа Иисуса Христа.
И хотя мы на земле, однако жительство наше на Небесех есть (Флп. 3, 20), и притом, что мы находимся среди людей, живот наш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 3). Так что горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2)! СВЯТЫЕ ОТЦЫ И НАШЕ РОДСТВО С НИМИ[67] Прошло не так много дней после того, как наша Церковь праздновала великое таинство мироспасительного Домостроительства, осуществленного снисхождением Бога Слова.
Признаем, что до сих пор наши души волнуют все эти события, в которых выразилась любовь Божия к нам, и мы восхищаемся воспоминанием о дарах и благодеяниях, которыми облагодетельствовал нас через Своего Возлюбленного Сына наш Небесный Отец. Сегодня, однако, мы видим нечто также достойное удивления и приносящее великую пользу. Сегодня мы видим, как во всей силе и полноте подтверждается истина обетовании Господа нашего Иисуса, сбываясь на нашей собственной природе.
Все что Он показал нам Своим вседобродетельным житием и чему научил в словах, творя и уча (Деян. 1, 1), с точностью запечатлевается в жизни празднуемых сегодня трех великих светильников Церкви. Эти доходящие до небес столпы Церкви, духовнодвижимые трубы, совершенные орудия Благодати, ставшие таковыми через вселение Святого Духа, возлюбившие Бога от всего сердца, обратились теперь снова к нам, то есть ко всему несчастному и немощному человечеству, и стали всем вся, согласно Павлу (1 Кор. 9, 22)
, чтобы непременно спасти желающих, потому что сами сделались надежными и достойными доверия руководителями для всех родов. Не будет дерзостью сказать, что если Церковь лишилась бы писаний и наставлений всех остальных Отцов, достаточно было бы только писаний этих трех светильников, чтобы восполнить всех остальных и управить любого человека ко спасению.
Ни одна сторона всего нашего церковного Предания, от альфы и до омеги, от начала и до конца, начиная с дел и кончая созерцанием, не была для них чуждой. Все практические добродетели, все духовное восхождение, очищение и просвещение, в которых заключены уподобляющие Богу добродетели и божественные дарования, — все это пребывало в этих блаженных Отцах.
Эти светильники внесли незаменимый вклад в глубину богословия, триадологии, христологии и эсхатологии, описали таинства Промысла Божия, а затем и законы акривии и икономии в отношении многостороннего делания покаяния, изложили, каков душевный склад христианина и в чем состоит опыт личной жизни каждого верующего. Господь наш Иисус Христос, Сама Истина, есть Глава Тела Церкви.
Каждый верный член Церкви — это одновременно и образ истины, живущий по своим силам в божественной реальности. На историческое пути нашей Церкви встречались личности, всецело жившие в этой божественной реальности. Возлюбят от всего сердца Бога и ближнего больше самих себя, они вполне приняли Христа и получили от Него почесть пасти стадо Его овец. Их-то мы и называем Отцами Церкви.
Дух Святой, Который есть жизнь и дыхание Церкви, взращивающий и обучающий ее чад, особенно же Отцов как по преимуществу работников и управителей в ее недрах, действует и говорит через них, потому что они оказались способными воспринять в себя божественные озарения и просвещения. Слово отец этимологически объясняется как хранитель всего, тот, кто блюдет все, одновременно порождает и творит[68] .
Этим свойством вполне обладают наши Отцы в их заботе о Церкви, потому что их дело, их мысль неразрывно связаны с ее искупительным делом. Поэтому ни Церковь невозможно помыслить без Отцов, ни Отцов без Церкви. Это значит, что Отцы — произведения Святого Духа, Его плоды, поэтому мы обязаны оказывать им доверие и послушание. Когда мы говорим о святоотеческой традиции, мы не впадаем в филетизм, а просто подчеркиваем существо той реальности, к которой принадлежим, потому что не по своей воле, но от Святаго Духа просвещаемы, глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 21). Св.
Иоанн Дамаскин говорит: «Духом Святым говорили и Закон и пророки, евангелисты и апостолы, пастыри и учители»[69] . Наш Спаситель и Архипастырь Христос поместил Отцов в разные временные периоды, и они говорили в Церкви то, чему были научены Святым Духом, стяжав этот дар не без подвигов и усилий, так что привнесли в развитие Предания некий опыт, некое приобретенное богатство.