Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
, чтобы непременно спасти желающих, потому что сами сделались надежными и достойными доверия руководителями для всех родов. Не будет дерзостью сказать, что если Церковь лишилась бы писаний и наставлений всех остальных Отцов, достаточно было бы только писаний этих трех светильников, чтобы восполнить всех остальных и управить любого человека ко спасению.
Ни одна сторона всего нашего церковного Предания, от альфы и до омеги, от начала и до конца, начиная с дел и кончая созерцанием, не была для них чуждой. Все практические добродетели, все духовное восхождение, очищение и просвещение, в которых заключены уподобляющие Богу добродетели и божественные дарования, — все это пребывало в этих блаженных Отцах.
Эти светильники внесли незаменимый вклад в глубину богословия, триадологии, христологии и эсхатологии, описали таинства Промысла Божия, а затем и законы акривии и икономии в отношении многостороннего делания покаяния, изложили, каков душевный склад христианина и в чем состоит опыт личной жизни каждого верующего. Господь наш Иисус Христос, Сама Истина, есть Глава Тела Церкви.
Каждый верный член Церкви — это одновременно и образ истины, живущий по своим силам в божественной реальности. На историческое пути нашей Церкви встречались личности, всецело жившие в этой божественной реальности. Возлюбят от всего сердца Бога и ближнего больше самих себя, они вполне приняли Христа и получили от Него почесть пасти стадо Его овец. Их-то мы и называем Отцами Церкви.
Дух Святой, Который есть жизнь и дыхание Церкви, взращивающий и обучающий ее чад, особенно же Отцов как по преимуществу работников и управителей в ее недрах, действует и говорит через них, потому что они оказались способными воспринять в себя божественные озарения и просвещения. Слово отец этимологически объясняется как хранитель всего, тот, кто блюдет все, одновременно порождает и творит[68] .
Этим свойством вполне обладают наши Отцы в их заботе о Церкви, потому что их дело, их мысль неразрывно связаны с ее искупительным делом. Поэтому ни Церковь невозможно помыслить без Отцов, ни Отцов без Церкви. Это значит, что Отцы — произведения Святого Духа, Его плоды, поэтому мы обязаны оказывать им доверие и послушание. Когда мы говорим о святоотеческой традиции, мы не впадаем в филетизм, а просто подчеркиваем существо той реальности, к которой принадлежим, потому что не по своей воле, но от Святаго Духа просвещаемы, глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 21). Св.
Иоанн Дамаскин говорит: «Духом Святым говорили и Закон и пророки, евангелисты и апостолы, пастыри и учители»[69] . Наш Спаситель и Архипастырь Христос поместил Отцов в разные временные периоды, и они говорили в Церкви то, чему были научены Святым Духом, стяжав этот дар не без подвигов и усилий, так что привнесли в развитие Предания некий опыт, некое приобретенное богатство.
Увеличение этого богатства в Предании не изменило и не улучшило существующей истины, но, как говорит св. Василий Великий, просто усовершенствовало наше восприятие истины, никак ее не изменив, как это было бы свойственно еретикам[70] . Богоносные Отцы, будучи просвещены Духом Утешителем, «едиными устами» каждый на своем собственном наречии и для своего времени и условий, донесли до нас, как бы согласившись предварительно между собой, отголоски единой истины, и никто из них никогда не расходился коренным образом с теми, кто был до или после него, но излагал или истолковывал открытую ему истину, совершенствуя посредством добавления знания Тело Церкви.
Так что когда Всесвятой Дух просвещал в тот или иной момент истории одного из Отцов для решения какой-либо серьезной проблемы, это решение применялось и подходило затем ко всем эпохам, не меняя своего существа от того, что Церковь порой приводит это решение в соответствие с каждым конкретным случаем подходящим для этого образом. Итак, благодаря просвещению от Бога, Святые Отцы, получив дарования от Святого Духа, заслужили авторитет в православном богословии, которое является мыслью и разумом Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой.
Всегда юный призыв нашей Церкви «к Отцам, к Отцам!» становится сегодня наиболее настоятельным, потому что видимое ныне повсюду неверие и отречение не только с богословской точки зрения опустошило народы, но и глубоко изувечило вообще их нравственную жизнь. Обращение к Отцам есть единственное избавление от беды, охватившей вселенную, потому что в их добродетельных житиях мы найдем все правила жизни от начальных трудов до совершенства, от простых норм поведения до состояний познания самих себя и своего предназначения.
В их биографиях каждый найдет то, что подходит ему по характеру или что его больше в данный момент занимает. В житиях святых можно встретить все возрасты, все положения, любые характеры, какие угодно обстоятельства — обо всем там написано. В писаниях Отцов излагается все искусство невидимой брани, виды прелести и состояния Благодати, все естественные изменения, даруемые верой, от догматов до простых форм Предания, дается полное понимание принципов акривии и икономии и всего того, что направляет нас к стяжанию Христова ума (1 Кор. 2, 16), которым обладали и наши Святые Отцы.
А что сказать о делании покаяния, в котором все мы так нуждаемся? Кто еще с такими подробностями и ясностью описал образ восхождения по этому пути и показал достижимость покаянного чувства для любого характера, возраста и положения? Они стали нашими отцами и по имени, и в жизни. Возлюбив Бога от всей души и ближнего как самого себя, исполнив всецело божественные заповеди и став чистыми и освященными, они обратились к миру и подъяли по закону «соучастия» наши недостатки.
Как Христос наш, будучи безгрешным, пострадал и умер за наши долги, так и верные Его ученики, Отцы, достигнув собственного совершенства, повернулись к нам и приобщились к нашим искушениям, по закону отношения родителей к детям. Это весьма умилительно, но это реальность, что мы, находясь в такой греховности, обретаем сыновнее родство с нашими Святыми Отцами, посредниками за нас перед Небом.
Здесь исполняется слово, сказанное пророком Исайей: Блажен иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме (Ис. 31, 9). Своим примером, своими молитвами и писаниями, они передали нам в наследство результаты всех своих трудов и всего опыта, так что нам остается только хвалиться и крепко держать в своих руках оставленные ими заветы. Откуда нам известны богословские тонкости нашей веры?