Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Но самым трагическим следствием всех этих басней, особенно в нынешней культуре, является упразднение семейных уз и фальсификация подлинных доб­родетелей, замененных немощью тех страстей, которые светской нравственностью отнесены к добродетелям. В одном из своих сочинений св. Василий Великий извещает нас, как он смотрел на светское воспитание: «Много времени потратил я на суету и почти все юноше­ские годы потерял в суетных трудах, которые совершал, проводя время в усвоении уроков мудрости, обращенной Богом в безумие...

и понял непригодность мудрости князей века сего престающих (1 Кор. 2, 6)»[73] . По этой причине во многих местах своих сочинений он подчер­кивает необходимость внимательности, с которой молодежь должна относиться к свободным теориям, излагаемым их учителями. Вот буквально что он говорит: «Не следует, раз и навсе­гда отдав этим людям, как руль на корабле, управление своим разумом, сопровождать их везде, куда они ни направятся, но, заимствуя у них все полезное, понимать, с чем не стоит считаться»[74] .

Эти самые Отцы, чтобы не иметь вреда от контактов с такого типа системами и теориями, которые господствовали в тогдашнем нехристианском обществе, понуждали се­бя к большой строгости и внимательно изучали евангельское учение. Святой Григорий Нис­ский пишет о святом Василии, когда тот был еще студентом, что «в то время как он вскарм­ливался светским образованием, он при этом всегда держался и груди церковной»[75] . Также и св.

Григорий Богослов свидетельствует: «Нам известны были две дороги: одна вела к на­шим священным храмам и тамошним учителям; другая — к наставникам светских наук»[76] . Образование дословно означает стяжание образа, то есть характера, соответствующего разумности и достоинству нашей природы. Какой же характер человечества сформировали философские системы князей века сего?

Одно простое обращение к истории, древней и но­вейшей, вызовет у нас отвращение от той бездны, куда завели человечество безбожные фи­лософские учения! Гуманистический человек со своим лишенным Бога евангелием достиг лишь того, что, провозгласив принцип «твоя смерть есть моя жизнь», облек доисторическую антропофагию дикого человека культурной оболочкой человека интеллигентного, ученого.

Однако даже здесь есть различие: если дикий человек съедал одного или самое большее двух себе подобных, то просвещенный ученый съедает сразу многих — целые общества. Все это результаты одной лишь светской человеческой мудрости, которой Отцы побуждали нас про­тивопоставить нечто другое, что и сами они осуществили с юных лет. В мирских науках не бывает одного и того же твердого положения, из которого можно было бы сделать недву­смысленный вывод, но одна теория со временем сменяется другой, причем ни одна из них не решает всечеловеческой проблемы тления и смерти и, конечно, не ведет к святости.

На­против того, вечное откровение евангельской истины всегда пребывает однозначным для личности воспринимающего его человека, оно принимает и довольствует любой характер и любые внутренние качества человека, в какое бы время он ни жил, исцеляет всечеловече­ское несчастье, и все это потому, что откровение это божественно, что оно изливается из са­мосущей Жизни.

Наш великий Воспитатель и Преобразователь говорит: Аз живу, и вы живи будете (Ин. 14, 19), веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Итак все мы взираем на нашего Ии­суса. Отцы наши ведут нас к Нему. Пусть же наши школы, мастерские, дома, площади, ули­цы и особенно храмы преобразятся в одно единое Училище, Прообразом которому будет Господь наш.

О чем каждый из нас думает, что желает, какие предпринимает действия? Пусть все это поставит под контроль и всякий раз думает: поступил бы так Иисус или нет? И если да, пусть продолжает начатое дело, если же нет, то пусть больше никогда не делает его. Вот где начало правильного воспитания и образования. Призвав молитвы ныне празднуемых святых и всех преподобных Отцов наших, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Да будет так! Аминь.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СЛОВА РАЗНЫЕ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ОБОЖЕНИЕ На настоящем собрании мы займемся исследованием высшего человеческого идеала — богочеловеческого совершенства и того, что способствует его приобретению. Сам факт, что эта тема обсуждается в условиях нашей бесплодной и рационалистической эпохи, когда поч­ти все толкуется и рассматривается сквозь призму бедных и несчастных вкусов корысти и индивидуализма, является благословенным начинанием и выбором, сулящим большой ду­ховный успех.

Этот светоносный предел — богочеловеческое обожение, — который служит единст­венным по преимуществу предназначением человека, затмился в наши дни темными тучами гуманистической культуры, и люди вместо него взирают на «светлячков» рационализма, от чего теряют ориентиры и направление своего пути. В этой путанице и беспорядочности никакая сила, никакая теория, никакая система или достижение не смогут помочь заблудив­шемуся и уклонившемуся со своего пути человеку найти самого себя и свое главное предна­значение в жизни, если только он не вернется к познанию своего богочеловечества.

Эта высшая истина, которая с явлением Господа нашего Иисуса Христа, Воплощенного Бога Слова, стала вечным всечеловеческим достоянием, не должна оставаться неведомой ни одному из потомков Адама. Эта проповедь не придумана сейчас или в новейшие времена. Она насчитывает уже две тысячи лет, и во все предшествующие века Церковью и ее чадами были предприняты титанические усилия, чтобы эта истина одержала победу.

Реки крови и пота оросили землю в продолжение непрекращающейся битвы чад Божиих против сил тьмы, стремящихся помешать осуществлению человеческого предназначения. В наши дни, однако, князья века сего изменили тактику ведения боя, и на смену наси­лию пришло лицемерие, коварство и хитрость со всеми уловками псевдокультуры и техни­ческих познаний человека.

Так, теперь вместо того, чтобы вести людей в амфитеатры и дру­гие многоразличные места мучений, требуя от них отречения от познания их божественного достоинства, дьявол вводит их в заблуждение ложными теориями, добиваясь от них неверия и неведения своего истинного предназначения. Таково, братия мои во Христе, сегодняшнее духовное падение человечества.