Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Наш великий Воспитатель и Преобразователь говорит: Аз живу, и вы живи будете (Ин. 14, 19), веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Итак все мы взираем на нашего Ии­суса. Отцы наши ведут нас к Нему. Пусть же наши школы, мастерские, дома, площади, ули­цы и особенно храмы преобразятся в одно единое Училище, Прообразом которому будет Господь наш.

О чем каждый из нас думает, что желает, какие предпринимает действия? Пусть все это поставит под контроль и всякий раз думает: поступил бы так Иисус или нет? И если да, пусть продолжает начатое дело, если же нет, то пусть больше никогда не делает его. Вот где начало правильного воспитания и образования. Призвав молитвы ныне празднуемых святых и всех преподобных Отцов наших, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Да будет так! Аминь.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СЛОВА РАЗНЫЕ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ОБОЖЕНИЕ На настоящем собрании мы займемся исследованием высшего человеческого идеала — богочеловеческого совершенства и того, что способствует его приобретению. Сам факт, что эта тема обсуждается в условиях нашей бесплодной и рационалистической эпохи, когда поч­ти все толкуется и рассматривается сквозь призму бедных и несчастных вкусов корысти и индивидуализма, является благословенным начинанием и выбором, сулящим большой ду­ховный успех.

Этот светоносный предел — богочеловеческое обожение, — который служит единст­венным по преимуществу предназначением человека, затмился в наши дни темными тучами гуманистической культуры, и люди вместо него взирают на «светлячков» рационализма, от чего теряют ориентиры и направление своего пути. В этой путанице и беспорядочности никакая сила, никакая теория, никакая система или достижение не смогут помочь заблудив­шемуся и уклонившемуся со своего пути человеку найти самого себя и свое главное предна­значение в жизни, если только он не вернется к познанию своего богочеловечества.

Эта высшая истина, которая с явлением Господа нашего Иисуса Христа, Воплощенного Бога Слова, стала вечным всечеловеческим достоянием, не должна оставаться неведомой ни одному из потомков Адама. Эта проповедь не придумана сейчас или в новейшие времена. Она насчитывает уже две тысячи лет, и во все предшествующие века Церковью и ее чадами были предприняты титанические усилия, чтобы эта истина одержала победу.

Реки крови и пота оросили землю в продолжение непрекращающейся битвы чад Божиих против сил тьмы, стремящихся помешать осуществлению человеческого предназначения. В наши дни, однако, князья века сего изменили тактику ведения боя, и на смену наси­лию пришло лицемерие, коварство и хитрость со всеми уловками псевдокультуры и техни­ческих познаний человека.

Так, теперь вместо того, чтобы вести людей в амфитеатры и дру­гие многоразличные места мучений, требуя от них отречения от познания их божественного достоинства, дьявол вводит их в заблуждение ложными теориями, добиваясь от них неверия и неведения своего истинного предназначения. Таково, братия мои во Христе, сегодняшнее духовное падение человечества.

От всего сердца желаю, чтобы наше прекрасное и просвещенное начинание продолжи­лось в более широком горизонте и истины нашей веры стали, через это, общим сознанием не только для тех, кто деятельно участвует в религиозной жизни, но и для тех, кто вне Церк­ви, кто находится рядом с нами и далеко от нас. Желаю, чтобы наша Мать Церковь в очеред­ной раз дала ответ на всечеловеческий вопрос: что ест человек? Откуда он и куда идет?

Что сегодня занимает человека, что захватывает его в плен и вводит заблуждение? Как он может избавиться от этого и куда должен направить свой путь, чтобы спастись? Никто другой не может избавить современного человека, медленно но верно поедаемо­го «челюстями смерти», от предсмертного дыхания, кроме одного только Искупителя, Бого­человека Господа Иисуса Христа.

И в этом первый почин принадлежит нашей Церкви. Ил­люзии, создаваемые различными ложными идеалами (иллюзии идеологические, духовные, биологические, технологические, экономические и общественные), есть род наркотического дурмана, которым наш злейший враг дьявол удерживает человека в состоянии бесчувствия. Беспокойная и встревоженная совесть и отчаянные вопросы современного человека, стремя­щегося найти счастье и спокойствие, должны, наконец, обрести правильный, точный и окон­чательный ответ.

Но найти решение подобным вопросам может только Мать Церковь, Тело Богочеловека Христа. Нынешняя наша тема, возможно, могла бы быть лучшим сигналом к пробуждению: «Богочеловечество». Потому что богочеловечество — это единственное, что по-настоящему ново под солнцем, это единственная истинная реальность, центр всечеловеческого упования, предел всечеловеческих поисков и достижений, вечное всеобщее счастье, утоление носталь­гии и жажды отчаявшегося современного человека и вообще всех людей всех времен.

При­идите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы (Мф. 11, 28) — вот ответ, который дает Искупитель всем тем, кто искренне ищет познания этой тайны. К познанию этой тайны нас тайноводствует только Святая Православная Церковь. Только через Церковь и в Церкви мы направляемся к подлинному богочеловечеству, которое полагает предел всем трудам и усилиям, борьбе и беспокойству, тлению и смерти и всем со­единенным с ними несчастьям, терзающим и разрушающим человеческую личность.

Богоче-ловечество — это искупление в своем предельном смысле, оздоровление нашей поврежден­ной природы, свобода от беззаконных страстей, святость во Христе. Сия есть воля Божия, святость ваша (1 Сол. 4, 3). Иначе говоря, богочеловечество — это обожение человека. Когда мы говорим «обожение», мы имеем в виду возвышение человека превыше его естества и, насколько это возможно, уподобление его Богу — состояние, ставшее достижи­мым благодаря воплощению Бога Слова и освящению, проистекающему от Благодати Свято­го Духа.

Обожение — центр и основание христианской сотериологии и человеческого суще­ствования. Вокруг этой цели в прошлом, настоящем и будущем концентрировалась и кон­центрируется вся православная мистическая традиция, которую с такой ревностью хранили и возделывали греческие Отцы, передав со временем свою благородную устремленность ро­жденным позже Церквам славянских стран.