Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Наш великий Воспитатель и Преобразователь говорит: Аз живу, и вы живи будете (Ин. 14, 19), веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Итак все мы взираем на нашего Иисуса. Отцы наши ведут нас к Нему. Пусть же наши школы, мастерские, дома, площади, улицы и особенно храмы преобразятся в одно единое Училище, Прообразом которому будет Господь наш.
О чем каждый из нас думает, что желает, какие предпринимает действия? Пусть все это поставит под контроль и всякий раз думает: поступил бы так Иисус или нет? И если да, пусть продолжает начатое дело, если же нет, то пусть больше никогда не делает его. Вот где начало правильного воспитания и образования. Призвав молитвы ныне празднуемых святых и всех преподобных Отцов наших, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Да будет так! Аминь.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СЛОВА РАЗНЫЕ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ОБОЖЕНИЕ На настоящем собрании мы займемся исследованием высшего человеческого идеала — богочеловеческого совершенства и того, что способствует его приобретению. Сам факт, что эта тема обсуждается в условиях нашей бесплодной и рационалистической эпохи, когда почти все толкуется и рассматривается сквозь призму бедных и несчастных вкусов корысти и индивидуализма, является благословенным начинанием и выбором, сулящим большой духовный успех.
Этот светоносный предел — богочеловеческое обожение, — который служит единственным по преимуществу предназначением человека, затмился в наши дни темными тучами гуманистической культуры, и люди вместо него взирают на «светлячков» рационализма, от чего теряют ориентиры и направление своего пути. В этой путанице и беспорядочности никакая сила, никакая теория, никакая система или достижение не смогут помочь заблудившемуся и уклонившемуся со своего пути человеку найти самого себя и свое главное предназначение в жизни, если только он не вернется к познанию своего богочеловечества.
Эта высшая истина, которая с явлением Господа нашего Иисуса Христа, Воплощенного Бога Слова, стала вечным всечеловеческим достоянием, не должна оставаться неведомой ни одному из потомков Адама. Эта проповедь не придумана сейчас или в новейшие времена. Она насчитывает уже две тысячи лет, и во все предшествующие века Церковью и ее чадами были предприняты титанические усилия, чтобы эта истина одержала победу.
Реки крови и пота оросили землю в продолжение непрекращающейся битвы чад Божиих против сил тьмы, стремящихся помешать осуществлению человеческого предназначения. В наши дни, однако, князья века сего изменили тактику ведения боя, и на смену насилию пришло лицемерие, коварство и хитрость со всеми уловками псевдокультуры и технических познаний человека.
Так, теперь вместо того, чтобы вести людей в амфитеатры и другие многоразличные места мучений, требуя от них отречения от познания их божественного достоинства, дьявол вводит их в заблуждение ложными теориями, добиваясь от них неверия и неведения своего истинного предназначения. Таково, братия мои во Христе, сегодняшнее духовное падение человечества.
От всего сердца желаю, чтобы наше прекрасное и просвещенное начинание продолжилось в более широком горизонте и истины нашей веры стали, через это, общим сознанием не только для тех, кто деятельно участвует в религиозной жизни, но и для тех, кто вне Церкви, кто находится рядом с нами и далеко от нас. Желаю, чтобы наша Мать Церковь в очередной раз дала ответ на всечеловеческий вопрос: что ест человек? Откуда он и куда идет?
Что сегодня занимает человека, что захватывает его в плен и вводит заблуждение? Как он может избавиться от этого и куда должен направить свой путь, чтобы спастись? Никто другой не может избавить современного человека, медленно но верно поедаемого «челюстями смерти», от предсмертного дыхания, кроме одного только Искупителя, Богочеловека Господа Иисуса Христа.
И в этом первый почин принадлежит нашей Церкви. Иллюзии, создаваемые различными ложными идеалами (иллюзии идеологические, духовные, биологические, технологические, экономические и общественные), есть род наркотического дурмана, которым наш злейший враг дьявол удерживает человека в состоянии бесчувствия. Беспокойная и встревоженная совесть и отчаянные вопросы современного человека, стремящегося найти счастье и спокойствие, должны, наконец, обрести правильный, точный и окончательный ответ.
Но найти решение подобным вопросам может только Мать Церковь, Тело Богочеловека Христа. Нынешняя наша тема, возможно, могла бы быть лучшим сигналом к пробуждению: «Богочеловечество». Потому что богочеловечество — это единственное, что по-настоящему ново под солнцем, это единственная истинная реальность, центр всечеловеческого упования, предел всечеловеческих поисков и достижений, вечное всеобщее счастье, утоление ностальгии и жажды отчаявшегося современного человека и вообще всех людей всех времен.
Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы (Мф. 11, 28) — вот ответ, который дает Искупитель всем тем, кто искренне ищет познания этой тайны. К познанию этой тайны нас тайноводствует только Святая Православная Церковь. Только через Церковь и в Церкви мы направляемся к подлинному богочеловечеству, которое полагает предел всем трудам и усилиям, борьбе и беспокойству, тлению и смерти и всем соединенным с ними несчастьям, терзающим и разрушающим человеческую личность.
Богоче-ловечество — это искупление в своем предельном смысле, оздоровление нашей поврежденной природы, свобода от беззаконных страстей, святость во Христе. Сия есть воля Божия, святость ваша (1 Сол. 4, 3). Иначе говоря, богочеловечество — это обожение человека. Когда мы говорим «обожение», мы имеем в виду возвышение человека превыше его естества и, насколько это возможно, уподобление его Богу — состояние, ставшее достижимым благодаря воплощению Бога Слова и освящению, проистекающему от Благодати Святого Духа.
Обожение — центр и основание христианской сотериологии и человеческого существования. Вокруг этой цели в прошлом, настоящем и будущем концентрировалась и концентрируется вся православная мистическая традиция, которую с такой ревностью хранили и возделывали греческие Отцы, передав со временем свою благородную устремленность рожденным позже Церквам славянских стран.