Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Покаяние есть искреннее, происходящее из глубины души испрашивание прощения у Бога, смиренное припадание к Его ногам. Истинное покаяние имеет тот, кто го­ворит вместе с Давидом: Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41, 4) и от гласа возды­хания моего прилъпе кость моя плоти моей (Пс. 101, 6). Покаяние имеет тот, кто подражает смиренному мытарю из притчи, возвратившемуся блудному сыну, евангельской блуднице, омывшей своими слезами ноги Христовы.

Покаяние есть примирение с Богом и творение дел, противоположных тем, которыми мы Его прогневали. Покаяние есть усердное и добровольное злострадание в противополож­ность сластолюбию, которое скрывается в грехе. Покаяние — второе крещение, которое не­обходимо всем нам, потому что оно излишне только для безгрешных. Таким образом, покая­ние, начинаясь с чувства скорби и смирения, возводит нас постепенно в состояние обожения.

Этим путем прошли все подобные нам люди, получившие оправдание во Христе, которые теперь пребывают в блаженном упокоении и бессмертии. Эти люди были во всем подобными нам: многие из них прежде были уловлены в сети многообразного греха. Но они не пребыли в грехе до конца: пробудившись, они сбросили свою беспечность и спасительным путем по­каяния достигли оправдания и славы на Небесах.

К этому святому подвигу, на этот священ­ный путь, в эту прекрасную жизнь зовемся все мы, братия мои. Пусть никто не опаздывает! Коль скоро обожение составляет наше главное предназначение в жизни, не будем огра­ничиваться простым удивлением, слушая об этих высоких предметах, как будто все это — нечто постороннее для нас и нашего времени, нечто, что могло иметь место только в древно­сти.

Господь наш Иисус Христос, Начальник нашего спасения, вчера и днесь Тойже, и во ве­ки (Евр. 13, 8), и дарования Его непреложны (ср. Рим. 11, 29). То, что ныне требуется от каж­дого из нас, — это осознать свое высокое предназначение и привести свою жизнь в сообраз­ность с этим предназначением. К сожалению, беспечность и неверие, повсюду господствующие в нынешнее время, вызывают у людей духовное оцепенение, так что все, о чем мы говорили выше, считается недостижимым, даже более того, для многих «христиан» остается вообще неизвестным.

Несмотря на все это, Благодать Святого Духа, пока существует Церковь, обогащала и будет обогащать благочестивые и боголюбивые души подвизающихся христиан многораз­личными дарованиями: Комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, другому же вера, иному же дарование исцеле­ний, иному же пророчество, и так далее (1 Кор. 12, 7-10).

Следовательно плодоношение под­визающегося христианина не пребывает сокрытым, в безвестности и тайне до самого конца, но от чистого и просвещенного состояния, которое мы описали выше, подвижник начинает пожинать плоды Духа. Одним из самых важных дарований Духа является дарование богословия, тот дар, ко­торый особенным образом касается уважаемых членов настоящего Священного Собрания.

Речь идет, конечно, не об абстрактной идеологии, но о действительном и одновременно не­выразимом познании Бога в Духе Святом. Этот дар необходим проповедникам Евангелия и особенно служителям Святого Жертвенника. Через этот Жертвенник человек неведомым образом ощущает сверхнепознаваемого Бога и все, связанное с Ним, и через опыт и «усмот­рение» познает действенно то, что раньше знал теоретически, по простой вере.

Он ощутимо вкушает любовь Божию, и только поэтому и сам он может полюбить ближнего своего со­вершенной бескорыстной любовью и деятельно соучаствовать в людских опасностях и стра­даниях, принося себя в жертву за них. Имея в себе Бога, такой человек не заблуждаясь гово­рит и учит как наученный Самим Богом. Как Моисей, он восходит на Синай и принимает на телесные скрижали своего сердца божественный закон.

Он также находится на горе Фа­вор, созерцая откровенным лицем славу Господа (2 Кор. 3, 18), и, как любимый ученик, при­падает не один, а много раз на грудь воплощенного Божия Слова, черпая оттуда познание божественных тайн. Многие часто спрашивают себя, как им достичь этого совершенства в миру, в общест­ве, в котором они живут. В этом отношении будем иметь в виду следующее.

Общая обязан­ность каждого человека — правильно верить в Бога и подвизаться в соблюдении заповедей Божиих, получая освящение через божественные таинства Церкви. В этом заключается спа­сение человека. Это было содержанием проповеди и Святого Предтечи, которая была обра­щена к тем, кто приходил к нему и спрашивал, что им делать, чтобы спастись. То же самое сказал и Христос богатому юноше, который спросил, что ему делать, чтобы спастись: Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17).

Значит, тема спасения достоверна и проста — соблюдение заповедей Божиих. Нечто другое, возможно, присутствует там, где человек желает высшего совершенства. Тогда он слышит, как Христос говорит ему: Аще хо-щеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим... и гряди вслед Мене (Мф. 19, 21). Это совершенство не обязательно для всех, да все и не смогли бы его достичь.

Чтобы даровать нам спасение, Господь не будет нас спрашивать, почему мы не творили чу­деса и не имели божественных осияний и не видели тайн Божиих, но спросит, верили ли мы правильно и соблюли ли заповеди Божии. Окончательным критерием в день суда, согласно Евангелию, будет любовь к Богу. Так что, если кто хочет спастись и наследовать обетован­ные Господом блага пусть подвизается в любви к Богу и ближнему изо всех своих сил, и он не промахнется, даже если не достигнет высшего совершенства, которое доступно лишь из­бранным.

Но если кто желает совершенства, обожения в его высшем смысле, пусть последу­ет соответствующему призыву Господа — отречется от самого себя и, взяв крест свой, сле­дует за Господом, куда бы Он ни пошел (см. Ин. 13, 36). ВЕРА И ДЕЛА Если бы кто попросил нас сказать, в чем состоит практическое благочестие христиан, то не было бы более короткого ответа, кроме этого: «вера и дела», обусловливающие догма­тическую мысль и духовно-нравственную жизнь.