Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Речь идет, конечно, не об абстрактной идеологии, но о действительном и одновременно не­выразимом познании Бога в Духе Святом. Этот дар необходим проповедникам Евангелия и особенно служителям Святого Жертвенника. Через этот Жертвенник человек неведомым образом ощущает сверхнепознаваемого Бога и все, связанное с Ним, и через опыт и «усмот­рение» познает действенно то, что раньше знал теоретически, по простой вере.

Он ощутимо вкушает любовь Божию, и только поэтому и сам он может полюбить ближнего своего со­вершенной бескорыстной любовью и деятельно соучаствовать в людских опасностях и стра­даниях, принося себя в жертву за них. Имея в себе Бога, такой человек не заблуждаясь гово­рит и учит как наученный Самим Богом. Как Моисей, он восходит на Синай и принимает на телесные скрижали своего сердца божественный закон.

Он также находится на горе Фа­вор, созерцая откровенным лицем славу Господа (2 Кор. 3, 18), и, как любимый ученик, при­падает не один, а много раз на грудь воплощенного Божия Слова, черпая оттуда познание божественных тайн. Многие часто спрашивают себя, как им достичь этого совершенства в миру, в общест­ве, в котором они живут. В этом отношении будем иметь в виду следующее.

Общая обязан­ность каждого человека — правильно верить в Бога и подвизаться в соблюдении заповедей Божиих, получая освящение через божественные таинства Церкви. В этом заключается спа­сение человека. Это было содержанием проповеди и Святого Предтечи, которая была обра­щена к тем, кто приходил к нему и спрашивал, что им делать, чтобы спастись. То же самое сказал и Христос богатому юноше, который спросил, что ему делать, чтобы спастись: Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17).

Значит, тема спасения достоверна и проста — соблюдение заповедей Божиих. Нечто другое, возможно, присутствует там, где человек желает высшего совершенства. Тогда он слышит, как Христос говорит ему: Аще хо-щеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим... и гряди вслед Мене (Мф. 19, 21). Это совершенство не обязательно для всех, да все и не смогли бы его достичь.

Чтобы даровать нам спасение, Господь не будет нас спрашивать, почему мы не творили чу­деса и не имели божественных осияний и не видели тайн Божиих, но спросит, верили ли мы правильно и соблюли ли заповеди Божии. Окончательным критерием в день суда, согласно Евангелию, будет любовь к Богу. Так что, если кто хочет спастись и наследовать обетован­ные Господом блага пусть подвизается в любви к Богу и ближнему изо всех своих сил, и он не промахнется, даже если не достигнет высшего совершенства, которое доступно лишь из­бранным.

Но если кто желает совершенства, обожения в его высшем смысле, пусть последу­ет соответствующему призыву Господа — отречется от самого себя и, взяв крест свой, сле­дует за Господом, куда бы Он ни пошел (см. Ин. 13, 36). ВЕРА И ДЕЛА Если бы кто попросил нас сказать, в чем состоит практическое благочестие христиан, то не было бы более короткого ответа, кроме этого: «вера и дела», обусловливающие догма­тическую мысль и духовно-нравственную жизнь.

Это два бесконечно содержательных слова, ведь они заключают в себе все Откровение, всего Бога, все творение, всего человека и — что для нас наиболее важно — все божественное Домостроительство, через которое человек вновь обретает свое место в недрах любви Божией и в котором совершилось великое таинст­во Воплощения, именуемое вторым творением, большим первого.

Существо божественного откровения коренится в этих двух полюсах: догмат (вера) и этос[87] (дела). В нашей беседе мы сосредоточимся в основном на одном из указанных полю­сов, на том, который вводит нас в практическое благочестие, оставив рассмотрение глубоких богословских вопросов. По Благодати Божией, мы верующие: то, что нам нужно, это сущно-стно приблизиться к Богу и стать способными воспринять божественную Благодать.

Благо­дать же даст нам все, что Господь обещал и что мы видим в житиях святых и тех, кто Его возлюбил и сохранил все Его заповеди. В нынешнее время нам сильно недостает этого прак­тического осуществления веры: хотя мы и веруем, однако существенных результатов веры в своей жизни не видим. Через божественное откровение Господь привел нас к вере в Него, призвав одновре­менно и к послушанию Своей божественной воле.

Таким образом Он параллельно предоста­вил нам возможность верить в Него и оказывать Ему послушание. Если эти две части будут разделены, произойдет то, о чем возвещает Писание: Вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). Чтобы еще более убедиться в этой истине, обратимся к словам Господа Аврааму, в которых подтверждается, что за откровением сразу же следует призыв к практическому послушанию: Явися Господь Аврааму и рече ему: Аз есмь Бог твой, благоугождай предо Мною и буди не­порочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою; и умножу тя зело (Быт. 17, 1­2).

Здесь мы видим, что Бог нерушимым образом соединил веру в Него с послушанием Ему. Аз есмь Бог твой, сказал Он Аврааму, направив его к истинной вере; и тотчас же Он руководствует его к послушанию: Благоугождай предо Мною и буди непорочен. Если кто по­верит в Бога, Господь впоследствии уже не позволяет такому человеку искажения веры и вольности в ней: Славы Моея иному не дам, ниже добродетелей Моих истуканным (Ис. 42, 8).

Аз есмь Бог твой, напоминает Господь и тут же требует послушания: благоугождай предо Мною, прибавив отчетливо: и буди непорочен. Иными словами, Бог не просто требует по­слушания, но предписывает строгость в практическом осуществлении Его воли. И уже как следствие этого приходит обетование: И положу завет Мой... и умножу тя... На этих примерах мы видим нерушимое единство откровения догматических истин и духовно-нравственной жизни, веры и дел, которые суть вещи неразрывные.

Какое бы то ни было отречение или презрение одного из этих двух полюсов исключает благоприятный результат и ведет к полной неудаче. В самом деле, зачем нужна вера, если она одинока? Чем мне поможет вера в то, что Бог существует и Он таков, каким Его описывает откровение? Разве мы не знаем, что и бесы веруют и трепещут, как свидетельствует Писание (Иак. 2, 19)?