Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Заповеди Божии, опираясь на которые мы должны действовать, служат «лествицей», ведущей нас на Небеса. Это лекарство, приносящее здоровье нашей больной природе. Человек, таким образом, который внутренне не пребывает в «законе», выражающем действие божественных заповедей, оказывается в противоположном месте. Например тот, кто не послушен заповеди о правдивости, окажется во лжи; не руководствующийся справед­ливостью будет неправедным; человек, презревший целомудрие и непорочность, будет увле­чен в безнравственность и распутство — и вообще не нашедший своего места в принадлеж­ности к добродетелям, которые проистекают от заповедей Божиих обретет место в противо­положных пороках.

Ведь как известно, Бог не обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1, 4). Таков же и смысл слов Господа нашего: Иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собира­ет со Мною, расточает (Мф. 12, 30). Согласно нашим Отцам, Иисус пребывает в Своих за­поведях. Это значит, что кто хранит и соблюдает заповеди, тот пребывает в Иисусе и «соби­рает» вместе с Ним.

Но если человек не соблюдает заповедей, то он не пребывает с Иисусом, не «собирает» вместе с Ним, а «расточает». Послушание Богу — не рабство, как думают рационалисты и неверующие, но челове­колюбивое домостроительство Его благости в отношении падшего человека. С другой сто­роны, Бог ни в чем не испытывает недостатка, Он не имеет нужды в человеке, делание чело­века ничего не дает Богу.

Подчинение человека божественным заповедям означает, что он практически противостоит закону, действующему в нем «против природы», который мог бы управлять жизнью животных или демонов, но не созданного по образу и подобию Божию существа, которое зовется человеком. Помимо всего прочего существует и более серьезная причина, требующая послушания человека Богу.

Это путь по превосхождению, ведущий к исполнению воли Божией: послу­шание являет себя как отклик на любовь Бога Отца, Который тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть (Ин. 3, 16), и Который первее возлюбил есть нас (1 Ин. 4, 19). Так что добровольное послушание заповедям Божиим есть ответ человека на бескорыстную любовь Бога. Самый доступный способ, который мы можем использовать, чтобы воздать любви Бо-жией свою любовь, — это тот, о котором нам напоминает наш Иисус: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15)

; и снова: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз воз­люблю его и явлюся ему Сам... (Ин. 14, 21), и аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима; не любяй Мя сло­вес Моих не соблюдает; и слово, еже слышасте, несть Мое, но пославшаго Мя Отца (Ин. 14, 23-24).

После этих ясных установлений в практической жизни верующего уже не должно появляться никаких отговорок и оправданий. Такое любовное расположение Бога в отношении Своих созданий, и особенно челове­ка, представляет собой наиболее волнующее для всего творения событие божественного от­кровения. Забота о созданном мире, промышление о сохранении всего сущего и, затем, «снисхождение» Бога Слова ради спасения падшего человека — все это не что иное, как не­престанное излияние Богом любви на Свое творение.

В чем же еще может проявиться ответ­ ное чувство тварей к своему Творцу, как не в любви? В какую меру Он возлюбил нас, в та­кую же и мы должны возлюбить Его (ср. Мф. 7, 2). Отсюда следует вывод, что послушание воле Божией уже не предмет свободного выбо­ра и предпочтения, но непременный долг, нарушение которого ниспровергает все дело спа­сения.

Сотворение нас Богом из ничего и воссоздание через Крест и Воскресение сделало Бога нашим Господом вдвойне, так что, согласно апостолу Павлу, живущий не ктому себе живут, но Умершему за них и Воскресшему (2 Кор. 5, 15). В настоящее время под влиянием западных рационалистических течений нами нарушены эти принципы и потеряны ориенти­ры; мы направили свои усилия на корыстные и ложные цели.

«Те, которые не сочли себя должниками всякой Христовой заповеди, — говорит святой Марк Подвижник, — читают за­кон Божий телесно, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1 Тим. 1, 7); поэтому считают, что исполнят его делами»[90] . Послушание человека Богу возвращает гармонию в их нарушенные взаимоотношения, какая была до падения, когда человек приобщался к божественной Благодати, источающейся от Бога, когда признавал Его владычество и подчинялся Ему.

Но после того, как человек на­рушил заповедь, — событие, ознаменовавшее собой момент пресечения человеческой любви к любящему Богу, — он лишился Благодати Божией и одновременно всех благ и покорился смерти. «Снисхождение» Бога Слова вернуло прежнюю гармонию. Человек был снова при­нят Богом, стал через Него победителем смерти и тления, способным справиться с врагом дьяволом и выполнить свое первоначальное предназначение.

Вот что в связи с этим говорит святой Афанасий Великий. После вочеловечения Христа «люди не остаются уже грешными и мертвыми по своим страстям, но, восстав силою Слова, навсегда пребывают бессмертными и нетленными... Ибо мы не умираем уже по прежнему бытию в Адаме, но поскольку бытие наше и все телесные немощи перенесены на Слово, то восстаем от земли по разрешении клятвы за грех Тем, Кто в нас и за нас соделался клятвой...

Как все мы от земли сущие умираем в Адаме, так, возродившись свыше водою и Духом, все оживотворяемся во Христе, и плоть наша есть уже как бы не земная, но отныне Самим Бо-жиим Словом соделанная причастной Слову, Которое нас ради плоть бысть (Ин. 1, 14)»[91] . И после того, как Господь спас нас через Своего Сына, Он дал нам новые заповеди, по­требовав от нас их осуществления в качестве практического выражения нашей ответной к Нему любви.

Так, ответно любя любящего нас Бога, мы принимаем энергии божественной Благодати, которая для нас есть все. Ведь причиной грехопадения послужило не личностное отречение от Бога: Адам не отрекался от Бога, он отрекся от заповеди. Теперь мы храним за­поведи, чтобы жить. С другой стороны, Господь наш Иисус Христос известил нас, что свою любовь к Нему мы можем доказать только через сохранение Его заповедей: Аще заповеди Моя соблюдете, — говорит Он, — пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви (Ин. 15, 10).