Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
В чем же еще может проявиться ответ ное чувство тварей к своему Творцу, как не в любви? В какую меру Он возлюбил нас, в такую же и мы должны возлюбить Его (ср. Мф. 7, 2). Отсюда следует вывод, что послушание воле Божией уже не предмет свободного выбора и предпочтения, но непременный долг, нарушение которого ниспровергает все дело спасения.
Сотворение нас Богом из ничего и воссоздание через Крест и Воскресение сделало Бога нашим Господом вдвойне, так что, согласно апостолу Павлу, живущий не ктому себе живут, но Умершему за них и Воскресшему (2 Кор. 5, 15). В настоящее время под влиянием западных рационалистических течений нами нарушены эти принципы и потеряны ориентиры; мы направили свои усилия на корыстные и ложные цели.
«Те, которые не сочли себя должниками всякой Христовой заповеди, — говорит святой Марк Подвижник, — читают закон Божий телесно, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1 Тим. 1, 7); поэтому считают, что исполнят его делами»[90] . Послушание человека Богу возвращает гармонию в их нарушенные взаимоотношения, какая была до падения, когда человек приобщался к божественной Благодати, источающейся от Бога, когда признавал Его владычество и подчинялся Ему.
Но после того, как человек нарушил заповедь, — событие, ознаменовавшее собой момент пресечения человеческой любви к любящему Богу, — он лишился Благодати Божией и одновременно всех благ и покорился смерти. «Снисхождение» Бога Слова вернуло прежнюю гармонию. Человек был снова принят Богом, стал через Него победителем смерти и тления, способным справиться с врагом дьяволом и выполнить свое первоначальное предназначение.
Вот что в связи с этим говорит святой Афанасий Великий. После вочеловечения Христа «люди не остаются уже грешными и мертвыми по своим страстям, но, восстав силою Слова, навсегда пребывают бессмертными и нетленными... Ибо мы не умираем уже по прежнему бытию в Адаме, но поскольку бытие наше и все телесные немощи перенесены на Слово, то восстаем от земли по разрешении клятвы за грех Тем, Кто в нас и за нас соделался клятвой...
Как все мы от земли сущие умираем в Адаме, так, возродившись свыше водою и Духом, все оживотворяемся во Христе, и плоть наша есть уже как бы не земная, но отныне Самим Бо-жиим Словом соделанная причастной Слову, Которое нас ради плоть бысть (Ин. 1, 14)»[91] . И после того, как Господь спас нас через Своего Сына, Он дал нам новые заповеди, потребовав от нас их осуществления в качестве практического выражения нашей ответной к Нему любви.
Так, ответно любя любящего нас Бога, мы принимаем энергии божественной Благодати, которая для нас есть все. Ведь причиной грехопадения послужило не личностное отречение от Бога: Адам не отрекался от Бога, он отрекся от заповеди. Теперь мы храним заповеди, чтобы жить. С другой стороны, Господь наш Иисус Христос известил нас, что свою любовь к Нему мы можем доказать только через сохранение Его заповедей: Аще заповеди Моя соблюдете, — говорит Он, — пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви (Ин. 15, 10).
Мы не сможем постигнуть смысла божественного откровения иначе, как только верой и любовью, а значит и послушанием воле Божи-ей, которая выражена в заповедях. Коротко сказать, назначение человека состоит в том, чтобы верить в Бога и любить Его, соблюдая данные Им заповеди. Как это помогло бы миру, если б стало всеобщим сознанием! С одной стороны, воля Бога отдать за нас Своего Единородного Сына являет Его безмерную любовь к человеку.
С другой стороны, вочеловечившийся Христос Своим вседобро-детельным житием на деле учит нас образу восхождения в лоно Отца. Вот как об этом говорит великий светильник Церкви святой Максим Исповедник: «Человеколюбивый Бог стал человеком, чтобы человеческую природу соединить с Собой и удержать от пребывания в порочном состоянии, вернее сказать, от восстания против самой себя и раздора с собой, так как она не имеет никакого покоя по причине безостановочного движения вокруг каждого из своих побуждений»[92] .
Через восприятие Словом Божиим человеческой природы мы приобрели родство с Богом и наследовали всю Благодать Святого Духа. Таково окончательное совершенство нашего личностного бытия и такова сила богоподобия, ради которого мы и созданы. То же самое говорит и святитель Афанасий в своем Слове против ариан: «Слово стало плотью, чтобы соде-лать человека способным к принятию в себя Божества»[93] .
Вот ради всего этого и требуется от нас исходящее от любви послушание Богу. Человек, соединившись со Христом через таинства и став членом Тела Его, членом Церкви, разве не должен удерживать впредь это свое местоположение, которое ему подарено, оставаясь «соприродным» Христу? Как возможно, чтобы ставший по любви членом Тела Христова вновь стал рабом греха?
Более того, разве в таком состоянии возможно противостоять греху только из-за страха? Не лучше ли по любви обращаться ко Христу, тем самым отвращаясь и от греха? Такой человек уже естественным образом должен «мудрствовать» о небесном, по слову Павла: Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, а не земная.
Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 1-3). Единение Бога Слова с нашей человеческой природой не оставляет никакого места для мысли и сомнения относительно того, что человеку лучше предпочесть, потому что, если он имеет веру, его, как мощным магнитом, притягивает к себе божественная любовь, направляя к строгому подражанию жизни Христа.
Вследствие этого человек уже не будет рассматривать обетования Божии со своекорыстием, но откликнется любовью на любовь до конца возлюбившего нас Христа, Который, молясь Отцу Своему, говорил: Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси. Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою. (Ин. 17, 23-24).