Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

С восприятием и обновлением нашей природы, которое совершил Христос, устрани­лись причины разделений и раздоров между людьми и было положено основание истинного единства и братства человеческого рода. Поскольку верующие по Благодати соединяются в едином теле, Теле Христовом, в Церкви, то между ними уже не может быть различия. Это единство создается любовью Бога, Который и Сам есть любовь.

Послушаем, как говорит об этом евангелист Иоанн: Возлюбленнии, возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть, и всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога; а не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть (1 Ин. 4, 7). Свои слова он завершает таким выводом: Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити (1 Ин. 4, 11).

Этому пути совершенства мы научены и на деле и в слове Самим Христом. Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Этот призыв уже не вызывает недоумения и колебаний по причине своей кажущейся чрезмерности, потому что божественное родство, которое мы наследовали через воплотившегося Бога Слова, легко нас направляет и к богоподражанию.

Поэтому и апостол Павел воодушевляет нас, говоря: Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). Ничего удивительного, если кто задастся вопросом: «Как и каким образом это может совершится — ведь мы люди и имеем немощную природу?» Ответ будет таков: все это осу­ществимо через Христа, через Его Благодать, в которую мы облеклись при своем вступлении в Церковь, исповедав веру и приняв Крещение.

Поскольку мы облеклись во Христа через Крещение, мы имеем в самих себе всю Святую Троицу, потому что Лица Блаженного Боже­ства нераздельны. Таким образом, вся Благодать Святого Духа находится в сердце каждого верующего и ожидает лишь его доброго намерения, чтобы совершить самой все остальное дело. Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19).

Говоря на всю силу вражию, Господь не оставляет нам места для нерешительности и слабости. Все жившие от века благочестивые люди, вооружаясь этой Благодатью, побеждали страсти, немощи и соблазны врага. Этой божественной Благодатью святые апостолы совер­шали свой апостольский подвиг, мученики — подвиг исповедничества, пастыри Церкви — свое пастырское дело, преподобные достигали святости, девственники сохраняли непороч­ность, и вообще вся человеческая природа через Христа попрала смерть и стала участницей жизни и воскресения.

Облекшись в эту Благодать, апостол Павел говорил: Вся могу о укреп­ляющем мя Христе (Флп. 4, 13). Господь же наш говорил о верующих в Него, независимо от того, в какое время они будут жить: Веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин. 14, 12). Но как во Христе все возможно, так и напротив, без Него человек не может достигнуть абсолютно ничего, как об этом напоминает и Сам Господь: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5)

и: Иже несть со Мною на Мя есть; и иже не собирает со Мною, рас­точает (Мф. 12, 30). Именно по причине того, что нам необходима энергия Его Благодати, Он воодушевляет нас следующими словами: Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не мо­жет плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудите. Аз есмь лоза, вы же рождие: иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног (Ин. 15, 4-5).

Итак, мы рассмотрели некоторые стороны божественного Откровения и попытались показать вам, что послушание воле Божией не должно считаться вопросом свободного выбо­ра, но что это — абсолютный долг каждого человека. Вот в каких словах Господь указывает практический путь осуществления этого долга: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет; иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 16, 24-25).

И поскольку этим путем прошел и Сам Господь ради нашего спасения, Он требует, чтобы верующие в Него продолжили этот путь: Ниже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38). Это строгое требование нашего Иисуса не лишает нас свободы и не умаляет границ Его любви, но указывает нам на бессилие нашей природы вернуть ее самой себе без Него, без помощи со стороны Его Благодати.

Наша верность Его пути чудес­но иллюстрируется примером виноградника, ветви которого, если не пребудут на лозе, не выживут и не принесут плода (см. Ин. 15, 4-5). В заключение повторим слова святителя Кирилла Иерусалимского: «Догматы без доб­рых дел не благоприятны Богу; не принимает Он и дел, совершение которых не соединено с догматами благочестия»[94] .

ХРИСТИАНСТВО И ГУМАНИЗМ Это небольшое исследование имеет целью кратко обозреть и проанализировать суще­ственные черты современной культуры, идей и устремлений современного, и особенно евро­пейского, человека, который в целом оказывает решающее влияние на все человечество.

И хотя мы ввели понятие «европеец», мы все же не ограничиваемся узкими географическими пределами «состарившейся во зле Европы», но подразумеваем две культурные традиции Востока и Запада: ведь, несмотря на различные образы и формы, в которых они запечатлены в жизни народов, они принадлежат к единому пространству, где уже долго господствует дух атеистического гуманизма.

Мы хотели бы привлечь внимание нашего народа к той опасно­сти, которая заключается в отдалении от наших идеалов, традиций, от нашего священного наследия, потому что чуждые нам шаткие идеи всеми доступными средствами продолжают наводнять наше общество. Однако православная вера, которую мы восприняли и которая со­ставляет наше главное достояние, — это самое большое благо под солнцем, потому и борьба за нее должна быть упорной и мужественной.