Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Цель дьявола заключается в том, чтобы разлучить человека с Богом, и он стремится к этому, используя бесчисленные средства обмана. Мы рассмотрим одно из таких средств — атеистический гуманизм, составляющий основание европейской культуры. В начале мы обратимся к материальной и духовной основе окружающего нас мира, после чего речь пойдет о достоинстве человеческой личности, об абсолютном и преходящем, о нетленном и тленном, о вечном и временном.
Затем мы обратимся к вопросу о творении человека «по образу и подобию Божию», о чем свидетельствует не только Священное Писание, но и естественные данные, предоставляющие нам решение драматических вопросов, которые ставятся относительно существа человека. После этого мы приступим к вопросу о Воплощении Бога Слова и о совершенстве нашей природы, которое возможно только в Нем.
И в конце мы остановимся на той истине, что Богочеловек — это все, это абсолютная мера для человека, позаимствовав в качестве основы для своих слов некоторые прекрасные и мудрые мысли блаженного и святого старца Иустина Поповича[95] . * * * Нет сомнения в том, что после Бога человек — самое таинственное и загадочное существо. Рассматривая человеческую историю, любой легко убеждается в том, что с самого начала в человеке сосуществуют две противоположные силы, которые пытаются занять в нем господствующее положение: это добро и зло, жизнь и смерть, Бог и дьявол; причем, и та и другая силы действуют сообразно своим методам и средствам.
В чем, однако, состоит та онтологическая данность, посредством которой человек различает не только эти состояния, но и всю наличествующую реальность, которая обступает его в чувственно-воспринимаемом мире? Как только человек начинает воспринимать окружающее, он видит и ощущает через свои чувства и имеет способность описать все материальные предметы, которые находятся вокруг него.
В то время как неразумные животные воспринимают чувствами только общую протяженность вещи, не понимая ни ее сущности, ни ее свойств, человек тотчас же при своем взгляде на очертания любой вещи некой таинственной силой может составить ее описание во всех ее измерениях. Он может определить ее возраст, свойства, назначение, он может изменять ее, уменьшать или увеличивать, разрушить или перенести в другую среду, иными словами, он может ее подчинять и властвовать над ней.
Эта онтологическая данность внутри человека есть его дух, который невозможно описать при помощи чувственных представлений: он не похож ни на одну материальную вещь, ни одна из них не может его вместить и объять; даже сам человек не знает его облика и качественной определенности. И хотя этот дух, в сравнении с материей, незрим, нематериален и неописуем, он все же составляет не просто самую подлинную действительность в бытии материальных вещей, но является их мерой, поскольку все тайны вещественного мира объясняются и понимаются невещественным духом.
И раз он и есть сама действительность, стоит подумать над тем, как велика ценность духа. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? — говорит Господь наш Иисус Христос (Мф. 16, 26). Из этого следует, что человек утверждает всю свою видимую жизнь, осуществляемую в пространстве и во времени, на невидимых силах души, то есть на духе, который проявляется в чувствах, в восприятии, в способности суждения, различения, высказывания и осознания.
Дух человека есть чудесная мастерская, в которой впечатления, передаваемые чувствами, неким непостижимым образом перерабатываются в мысли. Любой серьезный наблюдатель мироустройства, с какой бы стороны он ни рассматривал творение — с материальной или с духовной, — почувствует присутствие некой невыразимой тайны во всех видимых вещах мира.
Однако только разумный дух сможет правильно сориентироваться и дать толковое объяснение этой загадочной тайне мира. Опыт, который приобретает разумный человеческий дух через свою связь с чувственными и мысленными вещами, быстро приводит его к ностальгии по безграничному, вечному и абсолютному бытию, и он умозаключает, что основанием и целью всего сущего является реальность вечной жизни.
В своем порыве к абсолютному человеческий дух обращает все свои усилия на победу и преодоление преходящего, смертного, тленного, ограниченного и самой смерти. Если мы обратим внимание на историю человеческой жизни, которая тянется к нам из глубины веков, мы увидим, что все усилия человека, пытавшегося через религию, философию и культуру реализовать свои высшие устремления, были обращены к одной цели — к победе над тлением и смертью, которые составляют единственную чуждую стихию в природе мира, препятствующую совершенству жизни.
Откуда же проистекает в человеческом духе эта ностальгия и этот порыв к безграничному? Что подталкивает человеческую мысль озадачиваться бытием абсолютного? Если бы эти мысли были суеверием простого и невежественного люда, то они не занимали бы головы просвещенных и мудрых людей, тогда как в действительности мы видим, что они первые напряженно занимались подобными вопросами.
И опять-таки, было бы невозможно, чтобы понятие о вечности и об абсолютном были навязаны человеку внешней материальной средой и даже его собственным живым телом, потому что все это, то есть материя и тело, есть вещи преходящие. Единственное объяснение этому — в том, что стремление и тяга человека к абсолютному бытию, к вечности и жизни, пребывает в самом существе человеческого духа, в его природе, и является важнейшим элементом его бытия.
Поэтому стремление к абсолютному бытию и бессмертию не могли быть ничем иным, как единственной и непрерывной метафизической жаждой, исходящей из человеческого существа. Так вот, разве законы бытия живых существ не учат нас, что каждое из них ищет себе подобного и что всякое существо способно передавать другому то, что имеет само? Таким образом, бессмертие и вечная жизнь дается только Тем, Кто Сам есть Самосущая Жизнь.
Все это является лишь подтверждением слов Священного Писания, которое открывает нам причины творения мира и, особенно, нашей природы. Ведь мы, будучи созданы по образу и подобию вечноживого, непреходящего, вечного и бессмертного Бога, содержим в самих себе все признаки боголепного состояния. Итак, для созданного по образу Божию человека естественно стремиться к своему Создателю как к Первообразу.