Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Дух человека есть чудесная мастерская, в которой впечатления, передаваемые чувствами, неким непостижимым образом перерабатываются в мысли. Любой серьезный наблюдатель мироустройства, с какой бы стороны он ни рассматривал творение — с материальной или с духовной, — почувствует присутствие некой невыразимой тайны во всех видимых вещах мира.
Однако только разумный дух сможет правильно сориентироваться и дать толковое объяснение этой загадочной тайне мира. Опыт, который приобретает разумный человеческий дух через свою связь с чувственными и мысленными вещами, быстро приводит его к ностальгии по безграничному, вечному и абсолютному бытию, и он умозаключает, что основанием и целью всего сущего является реальность вечной жизни.
В своем порыве к абсолютному человеческий дух обращает все свои усилия на победу и преодоление преходящего, смертного, тленного, ограниченного и самой смерти. Если мы обратим внимание на историю человеческой жизни, которая тянется к нам из глубины веков, мы увидим, что все усилия человека, пытавшегося через религию, философию и культуру реализовать свои высшие устремления, были обращены к одной цели — к победе над тлением и смертью, которые составляют единственную чуждую стихию в природе мира, препятствующую совершенству жизни.
Откуда же проистекает в человеческом духе эта ностальгия и этот порыв к безграничному? Что подталкивает человеческую мысль озадачиваться бытием абсолютного? Если бы эти мысли были суеверием простого и невежественного люда, то они не занимали бы головы просвещенных и мудрых людей, тогда как в действительности мы видим, что они первые напряженно занимались подобными вопросами.
И опять-таки, было бы невозможно, чтобы понятие о вечности и об абсолютном были навязаны человеку внешней материальной средой и даже его собственным живым телом, потому что все это, то есть материя и тело, есть вещи преходящие. Единственное объяснение этому — в том, что стремление и тяга человека к абсолютному бытию, к вечности и жизни, пребывает в самом существе человеческого духа, в его природе, и является важнейшим элементом его бытия.
Поэтому стремление к абсолютному бытию и бессмертию не могли быть ничем иным, как единственной и непрерывной метафизической жаждой, исходящей из человеческого существа. Так вот, разве законы бытия живых существ не учат нас, что каждое из них ищет себе подобного и что всякое существо способно передавать другому то, что имеет само? Таким образом, бессмертие и вечная жизнь дается только Тем, Кто Сам есть Самосущая Жизнь.
Все это является лишь подтверждением слов Священного Писания, которое открывает нам причины творения мира и, особенно, нашей природы. Ведь мы, будучи созданы по образу и подобию вечноживого, непреходящего, вечного и бессмертного Бога, содержим в самих себе все признаки боголепного состояния. Итак, для созданного по образу Божию человека естественно стремиться к своему Создателю как к Первообразу.
На этой ностальгии по божественному онтологически утверждается человек. Все, что есть и все, что имеет Бог: вечность, безграничность, бессмертие, вечная жизнь, блаженство, — все это постоянно притягивает человеческий дух, об этом он мечтает и тоскует, ища пути, способы и средства, какими возможно было бы удовлетворить эту свою жажду и тяготение.
Подтверждением подлинности этого чувства служит утомление и отвращение, которое он начинает ощущать, когда отдает все свои силы какому-либо другому занятию: обратите внимание, что человек, едва овладев чем-либо, к чему он долго стремился, тотчас же обращается к поиску следующего приобретения, никогда не успокаиваясь на чем-нибудь одном. И напротив, кто познал Бога и сподобился соединиться с Ним через соучастие в Его нетварных энергиях, то есть в Его святости, тот никогда уже не вдавался в поиски чего-либо иного.
Отвечая на это естественное человеческое устремление, наш Спаситель говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Так что онтологическая основа человеческого существования — это богоподобие; именно в богоподобии лежит существо человека. Наше богоподобие есть нечто исходно данное, есть местоположение нашей природы.
Это местоположение выявляет телеологический характер нашего существования, потому что конец-цель (телос) всех устремлений, намерений и энергий человека находится в Боге. Человек сотворен богочеловеческим существом потенциально. Будучи управляем богоподобной душой, он имеет нужду в уподоблении самого себя и всего в себе Богу, чтобы стать через это богочеловеческим существом реально, то есть, соединившись неким совершенным образом с Богом, жить в бытии безграничных божественных совершенств.
Так объясняется и так осуществляется человеческое «по образу и подобию»[96] . Но, к сожалению, человек не пребыл твердым на своем пути к богоподобию, а сошел с него. Так началась страшная катастрофа ниспадения и увязания человека в лабиринтах смерти и тления. Хотя он и был при создании наделен богоподобными силами и тягой к божественному совершенству, было невозможно, чтобы он достиг совершенства сам, без присутствия Благодати.
Ведь главной ошибкой, вызвавшей его падение, было то, что он сам восхотел пойти к своему совершенству, захотел войти в тайны мира и жизни лишь на основе своих собственных знаний и сил. Это понуждает нас констатировать, что человек испытал двойное падение: восстание против Бога и восстание против самого себя. Ведь и вправду, он восстал не только против Бога, но и против своих собственных духовных и разумных сил и порывов, которые были его основными отличительными чертами.
Он вышел из горизонта безграничного, вечного, божественного бытия и заперся в клетке своих бедных чувств. Это самоубийственное восстание было первым злым начинанием, в котором созрела вся катастрофа человеческого падения. Таким путем человек изгнал из себя Бога, изгнал Его из своей совести, из своей мысли, со своего места. Человеческая природа стала обнаженной, найдя через это свою так называемую «гуманистичность», чтобы прийти затем к окончательному отказу от Бога — атеистическому гуманизму, с которого начинается и в котором завершается все, что разрушает человеческую личность.