Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

* * * В чем же состоит этот атеистический гуманизм? Как следует из самого слова, гуманизм есть человечность, философия и познание, опирающиеся на эту человечность. Гуманизм есть то, что душевный человек — в значении, какое придает этому слову апостол Павел, — может постичь и описать, согласно знанию и критериям человеческого разума, который не возро­дился во Христе.

Это возрожденное язычество, древнее идолопоклонство, принявшее новые формы. Коротко сказать, гуманизм в своей сущности есть самовыражение ветхого человека, которого разъедает тление, человека, который не свободен от тела греха и смерти (ср. Рим. 7, 24). И вот во имя этого автономного гуманизма человек далеко от себя прогнал Бога и ос­тался только с самим собой и для самого себя.

Себя он провозгласил мерой всех вещей и, со­ответственно, высшей ценностью. Этот «догмат» гуманизма, конечно, не современное изо­бретение; оно было первым заблуждением падшего человека, после того как он отсек себя от источника божественного просвещения и жизни. Ностальгические порывы человеческого духа к Богу использовал дьявол, повернув их обманным путем так, что человек дошел до служения дьяволу вместо Бога, будучи окружен многочисленными «системами», в основе которых — идолослужение.

Когда же через во­площение Бога Слова людям представилась возможность истинного богопознания, которое разоблачало дьявольскую ложь во всех ее проявлениях, дьявол не потерял, так сказать, при­сутствия духа, но с еще большим напряжением начал непрерывную войну за то, чтобы не допустить человека заново обрести правильный путь и вернуть себе жизнь.

Об этом безу­мии дьявола говорит святой Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе: Горе живущим на земли и мори, яко сниде дьявол к вам, имея ярость великую, ведый, яко время мало есть (Откр. 12, 12). Несмотря на то, что невозможно найти порядка в том, что само по себе беспорядочно, дьявол в своей борьбе с человеком все-таки придерживается некоторой методики.

Он под­разделяет людей на три категории, в зависимости от их качеств. К первой категории он отно­сит людей одаренных и умных, в которых старается развить гордость, своенравие, эгоизм. Когда он достигает своей цели, он лишает действенности их веру, которая естественным об­разом принадлежит природе всех разумных существ. Так люди, в которых дьявол сумел воз­будить вышеназванные качества, начиная с чрезмерного доверия собственному мнению от­носительно достоверности своей логики, создают со временем различные теории и философ­ские учения, вдаются в изыскания и исследования, имея в этом немалый успех.

К сожалению, все это, вместо того, чтобы привести к Богу, утверждает их в еще большем не­верии. Ко второй категории дьявол относит людей более уравновешенных по характеру, кото­рые оказывают послушание законам веры и не принимают неверия ни под каким видом. Но у них дьявол и не стремится отнять веру, пытаясь лишь исказить в их сознании ее существо и ввести в заблуждение, чтобы таким путем отдалить их от Бога.

Здесь, по словам писателя Апокалипсиса, бездна глубин сатанинских (Откр. 2, 24). Через бесчисленные ереси и заблу­ ждения, которые выдумывал и продолжает выдумывать дьявол, он ведет к погибели тех, ко­го не смог победить неверием. В третью категорию дьявол включает людей вялых и безразличных к духовным заняти­ям, с которыми ему не составляет труда справиться, потакая их любви к наслаждениям.

Их правило жизни — это удовольствие, испытываемое телесными чувствами, и они живут со­гласно известному рассуждению: Да ямы и пием, утре бо умрем (1 Кор. 15, 32). Конечно, такое на скорую руку изображенное нами деление людей на три категории, соответственно способам дьявольской борьбы, не представляет постоянного и безусловного правила. Цель сатаны состоит в разрушении человека любыми средствами, поэтому он пере­бирает все возможные способы: когда потерпит неудачу, действуя одним способом, приме­няет другой и третий, и так без конца.

Он воевал даже со Христом, воевал с Его делом, вое­вал и воюет с Его Церковью. Будучи человекоубийцей, он не хочет, чтобы Бог был с челове­ком, чтобы Бог был со Своим творением. Вся его война состоит в том, чтобы попытаться как можно дальше отдалить Христа от человека. После «зимы» гонений, когда пришла «весна» свободы для Церкви, дьявол начал еще более яростную борьбу со Христом.

Найдя себе равноценное с Иудой-предателем орудие в лице Ария, он через него выискивал способ упразднить Богочеловека Христа: «Христос — не Бог, Он не имеет вечного существования, потому что было время, когда Его не было. Он не единосущен Отцу, Он просто самое совершенное творение», — так проповедовал дьявол устами Ария. Никакая другая ересь, никакая беда в таком масштабе и так долго не волновала Церковь Христову, как арианство.

Эта страшная язва не перестала и после Первого Вселен­ского Собора угрожать Телу Церкви, потому что даже сегодня она живет и обнаруживается под различными «масками». Эта ересь упраздняет саму суть христианства. Ведь если Хри­стос не Бог, тогда зачем человек стремится к жизни? Все — одна только ложь. Зачем нам ра­зум, мышление, тоска, любовь, деятельность, совесть?

Ничего не остается, кроме единствен­ного вывода, что мир сей есть театр теней, что он полон нечленораздельных голосов, в кото­рых — лишь одна великая ложь. Откуда, однако же, происходит арианство? Его началом служит рационализм, абсолю­тизированный человеческий разум гуманизма, в котором все судится человеческой меркой, в котором господствует еще старая аристотелевская философия.

Поэтому кто-то и назвал Аристотеля епископом ариан. И вот человек, измеряя все правилами своей человеческой фи­лософии, решил с теми же критериями приблизиться и к превосходящему ограниченность человеческой природы Богочеловеку. Все ереси стремятся к единой цели: обестелеситъ Богочеловека. Изгнать Бога с земли, удалить Его от человека, от Своего творения.