Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru
Таким образом, сегодня в европейском пантеоне уже нет старых идолов, и их место занимает только «ее величество Наука». Однако все продолжается по-старому: составляются новые догматы, пишутся новые «евангелия»! Все, что не прошло исследование при помощи «телескопа» науки, объявляется несуществующим. Все то, что не вмещает гуманистический ум, не имеет действительного веса.
Европейский гуманист сузился и уменьшился до таких опасных пределов, что не вмещает в себя ничего абсолютного, ничего бессмертного и вечного. Он знает только, как плутать по мрачным и лишенным солнечного света лабиринтам бесплодного рационализма. Его «метафизика», чрезвычайно ограниченная и материалистическая, не может иметь иного содержания, кроме того, которое ей предоставляет научная культура и цивилизация: это материя, перерабатываемая самыми разнообразными способами в угоду чувствам и временному удобству.
В то время как человек еще хвастается своими познаниями и достижениями, он, на самом деле, лишь поклоняется делам рук своих. И это идолопоклонство воистину худшее из всех возможных. Этика древнего языческого мира продолжает, к сожалению, управлять всеми отношениями и в современном неоязыческом мире. Взаимоистребление — назовем его лучше «антропофагией» — составляло главную характерную особенность нравственности древне-языческого мира; по существу, та же особенность отличает и современную гуманистическую культуру, с разницей в том, что современная антропофагия прячется под маской культуры.
Это утверждение нельзя назвать несправедливым или преувеличенным, потому что атеистически-гуманистическая культура Европы провозгласила первым принципом жизни борьбу за средства к существованию и самосохранению. Эта борьба не подлежит суду совести: всякое препятствие устраняется силой, и слабейший становится добычей более сильного. И поскольку «процветание» и самосохранение представляют необходимость, ради их достижения позволяется все: грех, преступления, любое дозволенное и недозволенное средство.
Ведь понятие о грехе предполагает понятие о Боге, о душе и о бессмертии, а если их нет, то все позволено. Однако, если необходимость самосохранения и благополучия является правилом жизни, тогда «справедливым» становится лозунг, ставший «евангелием» современного общества: «твоя смерть — моя жизнь». Разве это не закон океанов и джунглей? Больший поедает меньшего, сильный — слабого.
Живым примером может послужить наша маленькая родина, которая явилась жертвой жестокой расправы из-за экономических интересов более сильного народа[99] . Часто более сильные не колеблясь придают таковым «жертвоприношениям» религиозную окраску, с большим лицемерием используя для достижения своих интересов то Евангелие, то Коран, то Талмуд.
Конечная цель, к которой стремятся творцы европейской гуманистической культуры, — это окончательное отдаление Бога от человека. В качестве средств для достижения своей цели они используют все виды человеческой культуры и науки: культуру ренессанса и романтизма, антропологию и позитивизм, агностицизм и рационализм, в политике — устанавливая парламентаризм и декларируя «свободу», и в то же время прибегая к диктатуре и революциям.
Самые же дерзкие не колеблются провозглашать с одобрением «смерть Бога»: «Бог умер!» Когда исчезает понятие об абсолютном, тогда все становится относительным. Но когда все абсолютные ценности исчезнут и останутся преходящие и относительные, тогда гуманизм в своей сущности превращается в нигилизм. Раз все относительно, ничто не может иметь право считаться высшей ценностью, и когда иерархия ценностей упраздняется, тогда воцаряется анархия.
Следствием всего этого будет положение о том, что нигилизм и анархизм есть логический конец европейской цивилизации. Ее гуманизм развертывается в атеизм, проходит сквозь анархизм и завершается в нигилизме. Таковы губительные итоги человеческой культуры без Бога, в которой уничтожается личность и исчезает все высокое, бессмертное, абсолютное и божественное.
Гуманистическая цивилизация, как чудовищный механизм, проглатывает людей и превращает их в вещи, инструменты, в придаток производства, совершенно перемалывая все признаки их человечности. * * * Мы в общих словах представили очертания гуманистической культуры, основанной на человеке как мере всего. Обратимся же теперь к противоположной культуре, основанной на духовных, евангельских и истинно христианских началах.
В этой культуре единственный центр и мера всех вещей — это Богочеловек Господь наш Иисус Христос. Почему так? Потому что Он для того и стал человеком, чтобы воскресить, возвысить, обожить и уподобить Себе во всем падшего человека. В Его Лице осуществилось самое совершенное единение Бога и человека, так что ни Бог Своим превосходством не подавил человека во Христе, ни человек не встал на место Бога, но осуществилось некое идеальное равновесие и гармония и той и другой природы.
Полнота и совершенство человеческой личности достигаются через уподобление человека Богочеловеку Христу. «Богочело-вечество», таким образом, есть единственная забота, в которой выявляется все многостороннее дело православной христианской культуры. Только начиная с поиска Богочеловека можно отыскать идеального, непорочного и совершенного человека.
И действительно, в центре творения стоит Богочеловек: Он ось, вокруг которой движутся миры, небесные и земные. Богочеловек — это мистический центр, притягивающий души, которые алчут и жаждут вечности, истины, жизни. В Нем совместно творят Бог через человека и человек через Бога. Здесь Бог действует в человеке, а человек содействует Богу. Здесь становятся ценными все человеческие способности, получающие совершенство через божественные энергии и оказываясь, таким образом, просвещенными и плодоносными.
И это потому, что хотя по человеческой правде человек осужден в своем грехе, Богочеловек Христос упразднил грех и спас человека. В Богочеловеке завершили свой путь все святые, среди которых упомянем и апостола Павла, который хвалился: Вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4, 13), и: Благодатиею Божиею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10), то есть по Благодати Бога, а не по милости преходящего человеческого рассудка.