Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Богочеловеческая жизнь и ее культура имеют цель внутренне преобразить человека, воссоздать его душу и через душу само тело. Потому что тело только тогда обретает досто­инство, когда находящаяся внутри него душа становится чистой, просвещенной и святой по Благодати, после чего и тело общается и соучаствует в боголепных дарованиях, которые начинают источаться и из него.

Эта цель достигается только богочеловеческими средствами, то есть божественными добродетелями. Каковы они, однако, эти божественные добродете­ли? Добродетели — это Сам Иисус наш в качестве олицетворения добродетелей: Такой, Ка­ким мы Его узнали и Каким Его пережили с того самого момента, когда Он начат творити же и учити (Деян. 1, 1) на земле. Это Его слова, Его дела, Его жизнь: молитва, кротость, со­страдание, непорочность, смирение, любовь.

Разве все это не воплотили в своей жизни и Его ученики — святые? Цель богочеловеческой культуры состоит в преображении не только человека, но и все­го творения. Через возделывание евангельских и христосообразных добродетелей человек приобретает власть и над самим собой и над окружающей природой, потому что природа служит человеку, а человек — Богу.

Когда мы видим людей, которые не могут взять себя в руки и побеждаются страстями, это означает, что у них отсутствуют эти божественные доб­родетели, и они лишены Благодати Божией. Никто сам по себе не может управлять собой и побеждать окружающее его зло, по слову Христову: Без Мене не можете творити ниче-соже (Ин. 15, 5). Живым примером можно назвать святых нашей Церкви, которые через Христа подчинили послушанию и служению Богу и самих себя и неразумную природу во­круг себя.

Одним из них прислуживали дикие звери, другие не испытывали нужды в естест­венных потребностях, третьим служили сами стихии вразрез со всеми законами природы. Жизнь во Христе с ее чудесными следствиями есть Царство Божие на земле. Его во­дворение не достигается внешним принуждением, силой или искусственными приемами, но свободной волей, через принятие Господа Иисуса Христа в свое сердце и постоянное де­лание божественных заповедей, которые оживляют освящающую Благодать Божию, нахо­дящуюся в нас после святого Крещения.

По этой причине Царство Божие, согласно апостолу Павлу, — это правда и мир и радость в Духе Святом[100] (Рим. 14, 17). Заметьте, не в духе че­ловеческом, но в Духе Божием. Самая общая и всеобъемлющая заповедь богочеловеческого православного жительст­ва — это: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33).

Все, что необходимо для поддержания тела, все, что составляет потребности здешней жизни, будет дано Богом и без нашей просьбы, потому что Он знает, в чем мы имеем нужду, и промышляет о каждом из нас. Иже убо Своего сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует[101] (Рим. 8, 32)? И сладчайший наш Иисус говорил об этом весьма ясно: Не пецытеся убо глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеж-демся?

Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищи­те же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 3133). Обо всем этом, составляющем не больше чем придаток жизни, слишком усердно печет­ся западная культура, расходуя всю свою энергию только и только на средства выживания, попадая им в плен и самого человека обращая в вещь, в материю, в смерть.

Человек приду­мал огромное количество потребностей, исходя из своих порочных пристрастий; он изменил даже законы естественной необходимости, потому что руководствовался своими беззакон­ными похотениями, ради удовлетворения которых превратил благословенное место, предна­значенное для Царства Божия, в скотобойню и адскую муку. Богочеловек Христос открыл нам «единое на потребу»; все остальные потребности имеют второстепенное значение и час­то оказываются ненужными.

Вследствие всего вышесказанного абсолютная необходимость может состоять только в том, чтобы мы отреклись от всех других потребностей и следовали за Господом нашим Ии­сусом Христом до тех пор, пока окончательно не воссоединимся с Ним. Если этого не слу­чится, тогда, по необходимости, человек остается бесплодным и духовно обнаженным, шаг за шагом приближаясь к всецелому умерщвлению.

Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, — говорит Господь, — тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие; и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже; аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет; и собирают ю и во огнь влагают, и сгорает (Ин. 15, 4-6).

После всего этого, разве возможно, чтобы кто-нибудь сказал, что есть нечто общее ме­жду миром, который весь во зле лежит (1 Ин. 5,19), бог которого — дьявол, по словам апо­стола Павла (2 Кор. 4, 4), и миром, в основе которого вера в бессмертие, в вечность, в Бога? Не будем обольщаться: грех — это образ и сила дьявола, и кто согрешает, становится, есте­ственным образом, подобен дьяволу, потому что, согласно евангелисту Иоанну, творяй грех от дьявола есть, яко исперва дьявол согрешает (1 Ин. 3, 8).

И напротив, рожденный от Бо­га блюдет себе, и лукавый не прикасается ему (1 Ин. 5, 18). Христу Жизнеподателю и Богу сил Небесных Величие и славу возносим во вся веки![102] СМЫСЛ ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВ Каждый христианин должен стремиться к правильному пониманию спасительного дела Христова и, по мере возможности, стараться практически соответствовать Христу, чтобы достичь главной цели — спасения, которое совершено в человеческой природе Воплощени­ем Бога Слова.

В этом контексте мы и обратимся к рассмотрению святых таинств, которые являются главными силами, содействующими осуществлению нашей цели. Обновление человеческой природы, совершившееся во Христе, не просто освободило человека от тления и смерти, но возвело его в то состояние, которое он имел до падения, и удостоило его быть обоженным и «приближенным» к Отцу.