Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Грехопадение Адама завершилось всемирной катастрофой, означавшей разобщение и обособление всего сущего. Это «разобщение», ставшее тлением и смертью природы, Адам передал и всему своему потомству: Царствова смерть от Адама даже до Моисея и над не-согрешившими по подобию преступления Адамова (Рим. 5, 14).

Человек не мог собственными силами изменить свое положение, потому что его воля оказалась скованной греховным вле­чением, противоборствующим законом тления (Рим. 7, 23), а природе стала чужда нетварная божественная Благодать. Вследствие этого спасти человеческий род от греха и смерти мог только тот, кто был бы причастен человеческой природе, но не имел бы на себе печати гре­хопадения, кто смог бы осуществить замысел Божий о человеке и сам будучи человеком.

Интересное объяснение этой ситуации дает старец Иосиф. Он говорит, что согрешивший че­ловек законно наследует смерть как следствие греха, поэтому, чтобы ниспровергнуть держа­ву смерти, ей должен был добровольно подчиниться тот, кто не во власти греха, а значит и не во власти смерти: таким образом смерть, употребившая свою власть «незаконно», была бы «законно» ниспровергнута1 .

Этот нравственный аспект победы над смертью имеет и свою онтологическое обоснование. Вступление природы, владеющей всей полнотой бытия, во власть смерти означает упразднение смерти воскресением: Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых (1 Кор. 15,19). Но такого человека, который не имел бы греха и мог бы упразднить смерть, не было и не могло быть, потому что вси со-грешиша (Рим. 3, 23).

Спасти человеческий род и привести его в богочеловеческое единство с природой Божества мог только Сам Бог, ставший человеком. «Откуда было взяться такому, который был бы рожден по природе человеком и был бы свободен от праотеческой болезни? С человеком, не имеющим греха, должен был сосуществовать Бог, Который, будучи вели­чайшей Силой и Самой Жизнью как она есть, мог бы навсегда упразднить смерть на всем пространстве прошлого, настоящего и будущего, чтобы вся совокупность человечества мог­ла получить свободу»2 .

Таким образом, тайна божественного Домостроительства коренится в тайне Богово-площения (см. Еф. 3, 9-11). Однако событие вочеловечения Бога Слова не является результа­том простой «случайности» — грехопадения человека, — но есть превечный замысел Твор­ца, предельное выражение любви Божией к Своему творению. «Человеческая свобода не смогла разрушить замысла Божия, потому что оказалась странным образом заключенной в объятиях другой, широчайшей действительности — божественного замысла о спасении и обожении мира через воплощение Слова»3 .

В самом деле, при творении человека Бог не мог не знать о будущем его падении, и поэтому от начала предусмотрел в Своих советах Воплощение Сына Божия. Вот как об этом рассуждает старец Иосиф: «Это великое событие не может выглядеть как простое посещение Богом нашего мира с целью вернуть человечест­во, неким механическим способом, на прежнее место; оно является осуществлением необъ­яснимых советов Божией мудрости и любви о падшем творении.

Советы эти состоят в том, чтобы воссоздать и, так сказать, экзистенциально утвердить это творение, то есть людей, в качестве сынов Небесного Отца и соучастников божественной Жизни через их сущностное единение со Христом, Воплощенным Словом»4 . Старец Иосиф приводит еще несколько при­чин Боговоплощения, упоминаемых в святоотеческом Предании. Так, первой причиной ста­рец Иосиф называет желание Господа «более крепко сжать в Своих объятиях», в недрах Сво­его Божества, Свой образ — человека; следующей причиной является желание Господа стать более «доступным» человеку, скрывшись под материей человеческой природы; еще одну по­бочную причину воплощения старец Иосиф видит в желании Господа сокрыть тайну Своего домостроительства от дьявола, введя его в заблуждение и низложив его власть тем же спосо­бом, который тот употребил при совращении человека, приняв иной образ5 .

Во всяком слу­ --- 1 «Таинство Божественных Страданий», наст. изд., с. 300. 2 Там же. 3 «Бог явися во плоти», наст. изд., с. 253. 4 Там же, с. 254. 5 «Таинство Божественных Страданий», наст. изд., с. 298-299.   чае эти причины служат дополнением и объяснением вышеуказанной главной причины, ко­торая в свою очередь лишь немного приоткрывает завесу перед тайной божественного домо­строительства.

Итак, ради искупления и спасения человеческого рода Второе Лицо Святой Троицы, Божественный Логос, снисходит на землю и от Семене Авраамова приемлет (Евр. 2, 16) в свою Ипостась всю человеческую природу Адама, добровольно подчинив Себя всем последствиям грехопадения, включая так называемые неукоризненные страсти (τά άδιάβ-Λητα πάθη)

1 — голод, жажду, боль — и даже саму смерть. Важно отметить, что по свиде­тельству старца Иосифа, который следует здесь всей святоотеческой традиции, Господь вос­принял природу Адама без греха2 , потому что в противном случае Он, с одной стороны, не мог бы исцелить и обновить ее, будучи подвластным греху, а с другой стороны, в таком подчинении вообще не было необходимости, более того, это было бы невозможно, потому что грех не есть свойство или принадлежность природы, а, как было показано выше, лишь модус ее существования, изменяющий ее логос, то есть присущую природе устремленность к осуществлению своей цели.

Господь же соединил человеческую природу с божественной в Своем Лице, и тем самым осуществил цель (логос) существования человека, обожив в Себе человеческую природу. Тем самым Господь исполнил то предназначение, которое принад­лежало человеку от создания мира и которого он не выполнил, и стал Новым Адамом, «на-чатком» обожения естества твари. Родившись бесстрастно от «вышняго зачатия» Девы и восприняв добровольно все последствия грехопадения, Господь до конца как человек пребыл бесстрастным, показав нам образ воссоздания и спасения.

Однако вершиной Его домострои­тельства следует назвать Крест и Воскресение. Крест, Сошествие во ад и Воскресение — это события одного порядка, в которых Гос­подь упразднил смерть и избавил человеческий род от власти греха и дьявола3 . «На Кресте рождается подлинная жизнь и история вечности, отсюда начинается единение всех сущих, живших прежде, живущих теперь и имеющих появиться на свет.

Отсюда берет начало уп­разднение и уничтожение смерти и тления. Здесь рождается залог безопасности на все вре­мена и века и осуществляется вступление всей твари в состояние соучастия в божественных дарованиях и благодеяниях, как это замыслил Господь при начале создания мира», — гово­рит старец Иосиф, и продолжает: «Воскресение Господа нашего — это, в некотором смысле, раздача дарований, а корень, из которого все они произросли и принесли плод, — это Крест...