Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

Советы эти состоят в том, чтобы воссоздать и, так сказать, экзистенциально утвердить это творение, то есть людей, в качестве сынов Небесного Отца и соучастников божественной Жизни через их сущностное единение со Христом, Воплощенным Словом»4 . Старец Иосиф приводит еще несколько при­чин Боговоплощения, упоминаемых в святоотеческом Предании. Так, первой причиной ста­рец Иосиф называет желание Господа «более крепко сжать в Своих объятиях», в недрах Сво­его Божества, Свой образ — человека; следующей причиной является желание Господа стать более «доступным» человеку, скрывшись под материей человеческой природы; еще одну по­бочную причину воплощения старец Иосиф видит в желании Господа сокрыть тайну Своего домостроительства от дьявола, введя его в заблуждение и низложив его власть тем же спосо­бом, который тот употребил при совращении человека, приняв иной образ5 .

Во всяком слу­ --- 1 «Таинство Божественных Страданий», наст. изд., с. 300. 2 Там же. 3 «Бог явися во плоти», наст. изд., с. 253. 4 Там же, с. 254. 5 «Таинство Божественных Страданий», наст. изд., с. 298-299.   чае эти причины служат дополнением и объяснением вышеуказанной главной причины, ко­торая в свою очередь лишь немного приоткрывает завесу перед тайной божественного домо­строительства.

Итак, ради искупления и спасения человеческого рода Второе Лицо Святой Троицы, Божественный Логос, снисходит на землю и от Семене Авраамова приемлет (Евр. 2, 16) в свою Ипостась всю человеческую природу Адама, добровольно подчинив Себя всем последствиям грехопадения, включая так называемые неукоризненные страсти (τά άδιάβ-Λητα πάθη)

1 — голод, жажду, боль — и даже саму смерть. Важно отметить, что по свиде­тельству старца Иосифа, который следует здесь всей святоотеческой традиции, Господь вос­принял природу Адама без греха2 , потому что в противном случае Он, с одной стороны, не мог бы исцелить и обновить ее, будучи подвластным греху, а с другой стороны, в таком подчинении вообще не было необходимости, более того, это было бы невозможно, потому что грех не есть свойство или принадлежность природы, а, как было показано выше, лишь модус ее существования, изменяющий ее логос, то есть присущую природе устремленность к осуществлению своей цели.

Господь же соединил человеческую природу с божественной в Своем Лице, и тем самым осуществил цель (логос) существования человека, обожив в Себе человеческую природу. Тем самым Господь исполнил то предназначение, которое принад­лежало человеку от создания мира и которого он не выполнил, и стал Новым Адамом, «на-чатком» обожения естества твари. Родившись бесстрастно от «вышняго зачатия» Девы и восприняв добровольно все последствия грехопадения, Господь до конца как человек пребыл бесстрастным, показав нам образ воссоздания и спасения.

Однако вершиной Его домострои­тельства следует назвать Крест и Воскресение. Крест, Сошествие во ад и Воскресение — это события одного порядка, в которых Гос­подь упразднил смерть и избавил человеческий род от власти греха и дьявола3 . «На Кресте рождается подлинная жизнь и история вечности, отсюда начинается единение всех сущих, живших прежде, живущих теперь и имеющих появиться на свет.

Отсюда берет начало уп­разднение и уничтожение смерти и тления. Здесь рождается залог безопасности на все вре­мена и века и осуществляется вступление всей твари в состояние соучастия в божественных дарованиях и благодеяниях, как это замыслил Господь при начале создания мира», — гово­рит старец Иосиф, и продолжает: «Воскресение Господа нашего — это, в некотором смысле, раздача дарований, а корень, из которого все они произросли и принесли плод, — это Крест...

И если жатва совершена была в Воскресении, то зрелые плоды урожаю принесли Крест и Страсти Христовы»4 . Совершив спасение праведных, пребывавших в «темницах адовых»5 , Христос воскрешает Свою человеческую плоть и с нею возносится на Небеса, воз­нося Свою человеческую природу к престолу Божию. По словам старца Иосифа, слова Апо­стола седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя (Евр. 1, 3-4) относится к человечеству Спасителя6 .

Это означает, что Своим домостоительством Сын Божий даровал человеческой природе новое местоположение, которое превосходит положение ангельской природы . Домостроительное дело Второй Ипостаси Святой Троицы, совершившееся в Воплоще­нии, есть, как говорит старец Иосиф, событие не случайное и немаловажное, «потому что Слово Воплощенное для нас есть средоточие жизни и смысл нашего пребывания в вечно­ --- 1 «Учение о телесном делании...», наст. изд., с. 231. 2 См.

: «Смысл божественного Откровения», наст. изд., с. 441. 3 «Таинство Божественных Страданий», наст. изд., с. 302-305. 4 Там же, с. 303. 5 Старец Иосиф в своем Слове о Божественных Страданиях подробно описывает Сошествие Спасителя во ад, согласно со святоотеческим преданием. Наст. изд., с. 309-311. 6 Там же, с. 311. 7 Подробнее об этом см.: «Бог явися во плоти», натс. изд., с. 270-271. Ср.

: «Рассмотри свое достоинство, насколько ты драгоценен, ведь высшим ангелов сделал тебя Бог, когда и Сам Он в Своем Лице ради твоего дос­тоинства и искупления явился на земле» (прп. Макарий Египетский, Духовные Беседы, 15, 43. PG 34, 605).   сти»1 . Господь пришел приготовить человечеству путь к спасению.

Он сделал это через при­нятие и обновление человеческой природы, которое Отцы называют новым творением. Гос­подь обожил человеческую природу в Себе и основал Церковь, которая есть Его Тело, даро­вав всем людям возможность приобщиться к Его обожению. Таким образом, каждый человек может принять участие в жизни Христа, соединившись с Телом Христовым через вступление в Церковь.

Такое приобщение есть таинство, потому что совершается не человеческими средствами, а силой Благодати. Это таинственное соединение является домостроительным делом Третьего Лица Святой Троицы, посланного в мир ради осуществления обожения твари и продолжения дела Сына. Вот как говорит об этом старец Иосиф: «Церковь, через продол­жающееся присутствие своего Основателя Господа Иисуса Христа, Который есть ее Глава, и через непрерывное действование в ней Святого Духа, Который управляет ею и ведет ее к конечной цели, представляет собой распространение Божественного Воплощения.

Про­должая дело Христово на земле, Церковь помогает верующим овладевать результатами этого дела» . Через Свое воплощение Христос возродил не отдельные личности и не всю природу, находящуюся во всех человеческих личностях, но Свою частную природу, не включающую в себя все индивидуальные ипостаси. Эта-то природа и стала «начатком» возрождения для всех индивидуальных ипостасей, могущих приобщиться к ней в Теле Церкви, Главой кото­рой является Ипостась Бога Слова по Своему человечеству.