Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

И если жатва совершена была в Воскресении, то зрелые плоды урожаю принесли Крест и Страсти Христовы»4 . Совершив спасение праведных, пребывавших в «темницах адовых»5 , Христос воскрешает Свою человеческую плоть и с нею возносится на Небеса, воз­нося Свою человеческую природу к престолу Божию. По словам старца Иосифа, слова Апо­стола седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя (Евр. 1, 3-4) относится к человечеству Спасителя6 .

Это означает, что Своим домостоительством Сын Божий даровал человеческой природе новое местоположение, которое превосходит положение ангельской природы . Домостроительное дело Второй Ипостаси Святой Троицы, совершившееся в Воплоще­нии, есть, как говорит старец Иосиф, событие не случайное и немаловажное, «потому что Слово Воплощенное для нас есть средоточие жизни и смысл нашего пребывания в вечно­ --- 1 «Учение о телесном делании...», наст. изд., с. 231. 2 См.

: «Смысл божественного Откровения», наст. изд., с. 441. 3 «Таинство Божественных Страданий», наст. изд., с. 302-305. 4 Там же, с. 303. 5 Старец Иосиф в своем Слове о Божественных Страданиях подробно описывает Сошествие Спасителя во ад, согласно со святоотеческим преданием. Наст. изд., с. 309-311. 6 Там же, с. 311. 7 Подробнее об этом см.: «Бог явися во плоти», натс. изд., с. 270-271. Ср.

: «Рассмотри свое достоинство, насколько ты драгоценен, ведь высшим ангелов сделал тебя Бог, когда и Сам Он в Своем Лице ради твоего дос­тоинства и искупления явился на земле» (прп. Макарий Египетский, Духовные Беседы, 15, 43. PG 34, 605).   сти»1 . Господь пришел приготовить человечеству путь к спасению.

Он сделал это через при­нятие и обновление человеческой природы, которое Отцы называют новым творением. Гос­подь обожил человеческую природу в Себе и основал Церковь, которая есть Его Тело, даро­вав всем людям возможность приобщиться к Его обожению. Таким образом, каждый человек может принять участие в жизни Христа, соединившись с Телом Христовым через вступление в Церковь.

Такое приобщение есть таинство, потому что совершается не человеческими средствами, а силой Благодати. Это таинственное соединение является домостроительным делом Третьего Лица Святой Троицы, посланного в мир ради осуществления обожения твари и продолжения дела Сына. Вот как говорит об этом старец Иосиф: «Церковь, через продол­жающееся присутствие своего Основателя Господа Иисуса Христа, Который есть ее Глава, и через непрерывное действование в ней Святого Духа, Который управляет ею и ведет ее к конечной цели, представляет собой распространение Божественного Воплощения.

Про­должая дело Христово на земле, Церковь помогает верующим овладевать результатами этого дела» . Через Свое воплощение Христос возродил не отдельные личности и не всю природу, находящуюся во всех человеческих личностях, но Свою частную природу, не включающую в себя все индивидуальные ипостаси. Эта-то природа и стала «начатком» возрождения для всех индивидуальных ипостасей, могущих приобщиться к ней в Теле Церкви, Главой кото­рой является Ипостась Бога Слова по Своему человечеству.

К этому человечеству, то есть к Телу Христа, и приобщаются отдельные человеческие личности в Церкви силой и действи­ем Святого Духа. Потому что человеческая природа Христа, обладая всей полнотой Боже­ства телесн (Кол. 2, 9), сообщает эту полноту и приобщающимся по Благодати, соделывая их причастниками Божескаго естества (2 Пет. 1, 4). Эта мистическая жизнь верующих в Теле Христовом, Теле Его Церкви, осуществляется через Святые Таинства.

«Церковь как Тело Христово, — говорит старец Иосиф, — есть ре­альное участие в обожении, совершающееся через святые таинства»3 . Поскольку человек те-лесен, он нуждается в материальном средстве, которым оказывается вещество и священно­действие. Через вещество таинства он прикасается к подлинному существованию, таинство становится выходом навстречу подлинной реальности, соучастием в истине бытия.

Таинст­ва — это всегда событие богообщения, всегда событие явления Бога-Троицы, которое во всей полноте человек может пережить только через Христа и в Духе Святом, то есть в Церкви. Говоря о таинствах, старец Иосиф отвергает схоластическое исчисление их числом «семь», поскольку всякое священнодействие является таинством4 . Когда речь идет о богоче-ловеческих отношениях, о присутствии Святого Духа в человеческой жизни, невозможно го­ворить о количестве, ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34).

Таинств, согласно старцу Ио­сифу, бесчисленное множество. Однако главными таинствами, в которых явлена вся полнота Домостроительства спасения и от которых зависят все остальные таинства, являются таинст­ва Крещения и Божественной Евхаристии. Вступление в Церковь осуществляется через таинство Крещения и Миропомазания. В своих беседах старец Иосиф не отделяет таинство Крещения от таинства Миропомазания, считая их двумя аспектами (христологическим и пневматологическим) единого таинства вхождения в Церковь.

В Крещении человек умирает для греха и рождается для вечности: Крещение, по словам св. Дионисия Ареопагита, есть таинство богорождения5 . Это означает, что Крещением упраздняется власть ветхого человека, и человек рождается в Боге, иными словами входит в жизнь Тела Христова, соединяясь в природном единстве с другими лично­стями под властью Главы Христа. Это христологический аспект таинства.

Однако природное --- 1 Бог явися во плоти», наст. изд., с. 254. 2 «Таинство священства», наст. изд., с. 428. 3 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 396. 4 См.: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 399-400. 5 Св. Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии, 7 (Рассмотрение, 8) // Сочинения, с. 728 (греч.), 729 (рус.).

  единство не упраздняет ипостасной инаковости каждого отдельного человека, не делает его безличным участником общей природы. Напротив, каждая личность призвана к всецелому обладанию Богом, Который, как об этом сказал Апостол, есть полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23). Поэтому в таинстве Миропомазания человек получает «знамение» Третьего Лица Святой Троицы, «печать дара Духа Святого».