Иосиф Ватопедский /Слова утешения/ Библиотека Golden-Ship.ru

--- 1 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 400. 2 Там же, с. 401. 3 По необходимости, мы вынуждены ограничиваться краткими указаниями на те истины веры, о которых специально не говорит старец Иосиф, но которые нам нужны для общей картины. Более подробный богослов­ский анализ темы любви как способа бытия Бога и человека см.: John D.

Zizioulas, Being as Communion, особен­но с. 42-49; 101-109. 4 «Познай себя», наст., с. 201. 5 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 405. 6 Там же, с. 406.   Божественная литургия, во время которой совершается таинство Евхаристии, — это «синтетическое обобщение (

συγκεφαΛαίωσις) всего домостроительства», как говорит прп. Феодор Студит1 , это таинственное переживание домостроительства спасения, совер­шенного в вочеловечении Бога Слова. На ней вспоминается Рождество Господа, Его жизнь среди людей, страдания и смерть, Воскресение, Сошествие во ад и Вознесение, а также вто­рое и славное Пришествие.

Однако это воспоминание является вспомогательным средством; воспоминанием не исчерпывается происходящее на литургии, «ибо здесь не сходство только имени, и не сходство подобия, но тождество дела, так как святые дары суть тело и кровь Христа» . В литургическом священнодействии человек всецело участвует в совершающемся таинстве домостроительства, является его непосредственным деятелем, соработником Богу.

Домостроительство есть явление Бога-Троицы творению, поэтому и Евхаристия стано­вится местом Богоявления. «От начала и до конца божественная литургия помогает нам пе­реживать таинство присутствия Святой Троицы»3 . Старец Иосиф связывает откровение Троицы в Евхаристии непосредственно с событием Боговоплощения: «Соединение человече­ской природы с божественной в Единой Ипостаси Бога Слова явилось причиной обожения для человека.

Теперь каждый верующий, соединяясь со Христом, становится храмом всего Божества, потому что Лица Святой Троицы нераздельны. Как в Теле Христовом живет вся­ко исполнение Божества (Кол. 2, 9), так и в ставших сотелесными с Ним обитает Святая Троица»4 . Но если в Евхаристии каждый верующий становится «обителью» Бога-Троицы, приоб­ретая подобие Богу и становясь Его «образом», то и сама евхаристическая община, то есть Церковь, является «образом» Бога.

Она являет в своей жизни образ существования, способ бытия Святой Троицы. Этот факт придает евхаристическому собранию совершенно иное из­мерение. Место совершения литургии становится скинией Бога с человеками (Откр. 21, 3), совместным пребыванием твари с Творцом, потому что Евхаристия собирает все творение επί τό αύτό (вкупе = ср. Деян. 2, 1; 2, 44)

, то есть в едином месте, ради прославления Бога. В литургическом Возношении происходит встреча исторического бытия с вечностью, с тем, что после истории. Поэтому, по словам старца Иосифа, «Евхаристия имеет еще и глубокий эсхатологический смысл, потому что приобщение к телу и крови Христовым служит залогом обожения человека, будущего общения и соединения его со Христом в Его Небесном Царст­вии.

Обожение есть живая реальность, которая начинается в здешней жизни и заканчивается в иной»5 . Кроме Крещения и Евхаристии, существует множество других таинств, каждое из ко­торых имеет свое домостроительное значение. В настоящей книге старец Иосиф подробно останавливается еще на таинствах Священства и Покаяния. Священство — это продолжение мессианского служения Христа как Великого Архиерея.

Священники не имеют священства сами от себя, они участвуют в Архиерействе Христа, потому что Он обладает всей полнотой священства. «Священство — это таинство, которое Небо сводит на землю, и землю, то есть сделанную Христом богочеловеческой природу Адама, поднимает превыше Небес. Священ­ство — это служение, которое воплощает в себе всю Благодать и власть Христа Спасителя и продолжает Его дело вплоть до Второго Пришествия»6 .

Что касается таинства Покаяния, то оно есть следствие дара вязать и решить (см. Ин. 20, 22-23), данного Спасителем Своим ученикам — апостолам, а ими переданного их преемникам — епископам и священникам. Покаяние возвращает человека в состояние Благодати; по этой причине оно именуется еще --- 1 Первое слово против иконоборцев. PG 99, 340. 2 Св.

Николай Кавасила, Изъяснение Божественной Литургии, 38 // Христос. Церковь. Богородица. Мо­сква, 2002, с. 170. 3 Ιερομόναχος Γρηγόριος. Ή θεία Λειτουργία. Σχόλια. Έκδ.

Δόμος, Αθήνα, 1985, σ. 32. 4 «Смысл церковных таинств», наст. изд., с. 406. 5 Там же, с. 407. 6 «Таинство священства», наст. изд., с. 436.   «вторым Крещением». Старец Иосиф отмечает, что таинство покаяния составляет основу практической части сотериологии1 , то есть напрямую связано с личным духовным подвигом каждого человека.

Покаяние, таким образом, — это мера, устанавливающая живое, а не ме­ханическое участие человека в самом основном и высшем таинстве — таинстве домострои­тельства нашего спасения. * * * Господь Иисус Христос есть Альфа и Омега, Начаток, и Конец (Откр. 1, 8) всего твар-ного бытия, потому что Он соединил в Своей Ипостаси две природы, божественную и чело­веческую, даровав возможность всем людям участвовать в Его Божестве, Ради этого Он ос­новал Церковь, все устройство которой подчинено единой цели — обожению человека.